Сценарий конкурса викторины по краеведению. Краеведение

Краеведческая викторина «Знаешь ли ты свой край?»

Описание материала: Данный материал способствует расширению и обогащению знаний о родном крае (Беларуси) детей младшего и среднего школьного возраста, развитию их познавательной активности, воспитанию любви и патриотизма к Родине, бережного и заботливого отношения к природе родного края..
Предлагаемый материал будет полезен воспитателям групп продлённого дня, учителям начальных классов, педагогам, работающим в летнем лагере.
Цели:
- закреплять и углублять знания о родном крае: природе, труде, культуре, народном творчестве, знаменитых людях;
- развивать память, мышление, внимательность, умение последовательно высказывать свои мысли;
- воспитывать чувство гордости за свою республику и свой народ;
- формировать чувство ответственности за сохранность природы, растительного и животного мира.

Оборудование: мультимедиапроектор, компьютер, экран.
Подготовительная работа: формирование команд «Краеведы» и «Патриоты», жюри.

Ход викторины

Ведущий: Ещё в глубокой древности была высказана истина, что по мере того, как мы всё больше узнаём о мире, область неведомого расширяется. Поэтому нет конца поискам, догадкам, открытиям, чему в определённой степени способствует данное соревнование.
В викторине командам будут предложены вопросы, право отвечать на которые предоставляется команде, которая первая просигналит о готовности поднятием флажка вверх. Если команда затрудняется ответить на вопрос, то право ответить на вопрос достаётся второй команде. Команды могут совещаться 30 секунд.
Кто будет озвучивать ответ – решает капитан команды.
Следить за вашими ответами и оценивать их правильность будет ЖЮРИ.
Удачи!
Slide 1 Викторина «Знаешь ли ты свой край?
Slide 2

1 тур. Знаю ли я Беларусь?

Slide 3
1. Назовите самый древний город Беларуси. Полоцк – самый древний город Беларуси, он же первая столица Княжества Литовского. Полоцк - один из самых древних городов Беларуси. Впервые о нем упоминается в «Повести временных лет» в 862 г., но в действительности он гораздо старше.
Slide 4
2. Какую область Беларуси называют «озерным краем»? Витебская область.
В стране 11 тысяч озер и более 20 тысяч рек и ручьев! Озёра - глаза Беларуси, которую поэтому и называют синеокой. Драгоценнейшая из жемчужин в природной короне Беларуси - национальный парк "Браславские озёра», расположенного в непосредственной близости от границы с Литвой и Латвией.
Slide 5
3. Назовите самую длинную реку, протекающую по Беларуси. Днепр (всего 2145км) 690км в Беларуси.
Slide 6
4. Назовите самую крупную рыбу белорусских водоёмов. Сом - самая крупная хищная рыба белорусских водоёмов, достигающая веса более 100 кг. Обитает в омутах, ямах, у обрывистых берегов с подмывами, возле которых русло захламлено крупными камнями, корягами, затонувшими деревьями.
Slide 7
5. Назовите изображённые на иллюстрациях замки Беларуси.
Slids 8,9, 10, 11.
* Мирский замок– один из известнейших замков Беларуси, выдающийся образец оборонительного зодчества (XVI) .
* Лидский замок – один из известнейших замков Беларуси, выдающийся образец оборонительного зодчества (XVI) Находится в Гродненской области в 112 км на северо- восток от Гродно.
* Новогрудский замок. Был возведён в 13 веке. До нашего времени сохранились фрагменты центральной и угловой (костельной) башен.
Slide 12
6. В каком из белорусских городов установлен этот памятник? Кому?
Туров, памятник Кирилле Туровскому. Кири́лл Ту́ровский - церковный деятель и писатель Древнерусского государства. Став епископом Турова, прославился как писатель и проповедник.
Slide 13
7. В каком городе Беларуси был пущен первый трамвай? Витебск – город, в котором в 1898 году был пущен первый трамвай.
В Витебске проводится международный фестиваль Славянский Базар.
Slide 14
8. В каком городе находится музей белорусского книгопечатания? В Полоцком музее белорусского книгопечатания вы окунетесь во времена Франциска Скорины и Симеона Полоцкого. Тут представлены издания, сделанные их руками, и показана вся история книгопечатания. Можно увидеть и оборудование, на котором великий Скорина и его современники печатали книги. Настоящий бриллиант экспозиции – самая большая книга из хранящихся в белорусских музеях, её размер почти достигает человеческого роста.
Slide 15
9. Назовите двух белорусских космонавтов. Пётр Ильич Климук - космонавт, дважды Герой Советского союза, почётный гражданин ряда городов бывшего СССР, учёный, командир космических кораблей «Союз-13», «Союз-18», «Союз-30», лётчик-космонавт СССР № 28, генерал-полковник авиации. Ковалёнок Владимир Васильевич, дважды Герой Советского Союза, лётчик-космонавт, генерал-полковник авиации, Президент Федерации космонавтов России.
Slide 16
10. В каком городе Беларуси выпускаются самые большие автомобили в мире? Жодино, БЕЛАЗы
Slide 17
11. Назовите горючее полезное ископаемое, образующееся на болотах, широко используется в промышленности Беларуси в качестве топлива и др. целях. Торф
Slide 18
12. Назовите самую высокую точку Беларуси. Дзержинская гора. Высота вершины горы - 345 метров над уровнем моря. Находится в пределах Минской возвышенности в 30 километрах на запад от Минска. Раньше называлась Свята́я гора́.
Slide 19
13. Назовите растение, называемое северным шёлком, золото Белоруссии, его цветок украшает герб республики. Лён
Slide 20
14. Что символизирует эта птица в Беларуси? Аист – птица символ счастья, о нём есть белорусская песня. Клип МР4 “Белый аист летит…”(ВИА “Песняры”)

2 тур: Охрана природы

Slide 22
1. Как называется информационный документ-список - описание редких и исчезающих видов животных и растений планеты? Международная Красная книга
Что обозначает красный цвет книги? Цвет тревоги
Slide 23
2. Из каких частей состоит Красная книга Беларуси? Из двух частей: первая посвящена животным, вторая - растениям
Slide 24
3. Почему некоторые виды растений, птиц и животных занесены в Красную книгу? Они на грани вымирания, их численность сокращается
Slide 25
4. Кто является крупнейшим представителем современной фауны Беларуси? Зубр беловежский (европейский)
Slide 26
5. Какое животное из Красной книги РБ является героем многих народных сказок? Бурый медведь
Slide 27
6. Какой вид берёзы занесён в Красную книгу РБ? Берёза карликовая
Slide 28
7. Кто это? Глухарь
Slide 29
8. Кто это? Куропатка
Slide 30
9. Кто это? Сова болотная
Slide 31
10. Кто это? Тетерев
Slide 32
11. По наличию каких водных обитателей можно узнать, чистая ли вода в водоёме? Показатели чистоты водоёма – кувшинка белая, кубышка жёлтая, ольха. В чистом водоёме живут и размножаются окунь, ёрш, судак, щука, раки.
Slide 33
12.Назовите дерево, считающееся одним из самых лучших среди растений по очищению воздуха от вредных примесей. Тополь
Slide 34
13. Кто причиняет вред диким животным? Браконьеры
Кто такие браконьеры? Люди, которые отстреливают животных без разрешения и не в пору охоты
Slide 35
14. Где дикие животные чувствуют себя спокойно и имеют необходимую пищу?
На охраняемых территориях
Slide 36
15. Какие вы знаете формы охраняемых территорий в РБ? Национальные парки, заповедники, заказники, памятники природы (Беловежская пуща, Березинский заповедник, Припятский заповедник, Нарочанский национальный парк и др.)
Клип МР4 «Беловежская пуща» (ВИА «Песняры»)

3 тур «Что ты можешь сделать, чтобы помочь природе?»

Slide 38 Что надо делать после того, как вы отдохнули в лесу? Затушить костёр, убрать мусор
Slide 39 Не оставляйте костёр без присмотра. Обгоревшие птицы
Slide 40 Не оставляйте мусор после себя. Засоренные леса и водоёмы
Slide 41 Вода – источник жизни. Берегите воду. Последствия загрязнения воды
Slide 42 Что ты можешь сделать для природы?
Slide 43 Что ты можешь сделать для природы?
Slide 44 Сохраним природу – сохраним жизнь!
Slide 45 Стихотворение.

Есть просто храм,
Есть храм науки.
А есть ещё природы храм –
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь,
Входи сюда, будь сердцем чуток.
Не оскверняй ее святынь.

Подведение итогов викторины.

Презентация на тему: Краеведческая викторина «Знаешь ли ты свой край?»

Краеведческая игра-викторина

«Родной край – сердцу рай». /Сценарий классного часа/

Эпиграф: Легли налево и направо

Моей поэзии края,

Есть у меня своя держава,

Хоть маленькая, да своя.

(Иван Александров)

Приложение: DVD -диск (сценарий, презентация, мультимедиафайлы).

Материально-техническое обеспечение : для проведения игры необходимы следующие технические средства: ноутбук (или компьютер), мультимедийный проектор, колонки, микрофоны, экран.

Цель: активизация интереса к изучению родного края у учащихся, воспитание у них чувства гордости за причастность к истории.

Задачи:

    закрепление знаний по истории родного края;

    стимулирование интереса к изучению истории своей Родины;

    воспитание патриотических чувств учащихся;

    развитие мышления, расширение кругозора.

Форма проведения: игра.

Вступление.

В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» сказано, что «Главные задачи современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире».

Патриотическое воспитание начинается с познания ценности своего Отечества. Для того, чтобы патриотизм стал нормой нашего общества, необходимо воспитание современного школьника строить на примерах истории родного края, а через неё – и всей необъятной Родины, осуществлять приобщение ребенка к опыту предшествующих поколений.

Проведение для учащихся экскурсионных поездок по родному краю, часов общения, музейных уроков, турниров эрудитов, познавательных игр развивает их мышление, повышает интеллект, расширяет кругозор, способствует воспитанию таких качеств личности, как: ответственность, порядочность, доброта, коллективизм и многих других.

по подготовке и проведению воспитательного мероприятия.

Краеведческая игра-викторина «Родной край – сердцу рай» – одна из форм проведения классного часа для учащихся средних и старших классов. Для того чтобы игра прошла интересно, и учащиеся и организаторы игры должны к ней тщательно подготовиться. Учащимся необходимо познакомится с краеведческой литературой, по возможности посетить достопримечательные места города (можно виртуально, используя ресурсы сети Интернет). Организаторам игры – педагогам составить вопросы с учетом возраста учащихся и изученного на уроках и во время экскурсий краеведческого материала.

В ходе воспитательного мероприятия используются методы стимулирования (соревнование и поощрения), методы игры, воспитывающих ситуаций, импровизации и др.

При проведении игры используются следующие педагогические технологии: интерактивные, игровые, проблемное обучение.

Большую роль в качественном проведении игры отводится выбору ведущих. Ведущие должны сами хорошо знать все представляемые краеведческие объекты, даты, знаменитых орловцев и амчан и т.п. Ведущие должны вести игру, подбадривая ее участников, а так же уметь удерживать внимание всех участников игры, поэтому с ведущими заранее проводятся репетиции. В качестве ведущего может быть, как классный руководитель, так и старшеклассники или родители учащихся.

Игра должна стать для учащихся событием интересным и познавательным, а не мероприятием для галочки.

Предварительная подготовка.

Необходимо заранее выполнить презентацию, в которой помещены вопросы игры. Из числа старшеклассников выбираются ведущие, подбираются музыкальные моменты, оформляется кабинет соответственно теме игры.

Учащиеся класса делятся (по желанию) на игроков и зрителей. У каждого участника имеется по 4 таблички с цифрами: 1,2,3,4, которые они поднимают, выбирая один из предложенных ответов.

Заранее подготовлен стол для членов жюри, на столе таблички с фамилиями членов жюри, на столах оценочные листы, ручки.

Необходимо предусмотреть места для зрителей.

За неделю в классе (школе) необходимо вывесить красочное объявление о проведении игры-викторины.

Сценарий классного часа:

Звучат фанфары.

Ведущий 1: Добрый день, знатоки истории Орловского края. Богата история Орловщины на исторические события, героические личности. Здесь жили и живут замечательные мастера, талантливые музыканты, художники и писатели. Через два года Орлу исполнится 450 лет, а Мценску – 870, в честь этих грядущих юбилейных дат мы сегодня проводим краеведческую игру-викторину «Родной край – сердцу рай». Тематика вопросов касается и родного села, и Мценского края, и Орловщины в целом.

Ведущий 2: Разрешите познакомить вас с правилами игры:
1. В игре участвуют 8 учащихся.
2. Участники должны ответить на вопросы пяти туров.
3. В каждом туре участникам предлагается по несколько заданий (вопросов).
4. За каждый правильный ответ игрок получает одно очко.
5. На обдумывание каждого вопроса дается 10 секунд.
6. После каждого тура «отсеивается» один игрок, набравший наименьшее количество очков (при равенстве очков жюри принимает решение о выходе из игры или о продолжении борьбы данных игроков).
7. В финал выходят три игрока, и среди них определяется победитель игры.

Ведущий 1: Нашу игру будут судить члены жюри в составе … (называются ф.и.)

Ведущий 2: На ваших столах лежат таблички с цифрами 1,2,3,4. Выбирая ответ на вопрос, вы будете поднимать ту табличку, которая соответствует, по-вашему мнению, правильному ответу. Итак, все правила игры сообщены, мы начинаем игру.
Фанфары возвещают о начале каждого тура.

I тур «Исторический».

Задание № 1.

1. В каком году основан город Мценск? (№ 2)

2. Какой год является годом основания г. Орла? (№ 4)

Задание № 2.

    Какой из этих гербов является гербом Мценского района? (№ 2)

    Под каким номером герб города Орла? (№ 3)

2.

3.

4.

Задание № 3.

    Назовите год основания школы в селе Спасское-Лутовиново? (№ 2)

    В каком году было построено современное здание школы? (№ 4)

II тур «Фотогеографический».

Задание № 1.

    Какой город не находится в Орловской области? (№ 4)

    1. Новосиль

Задание № 2.

1. Какая из изображенных на картинках площадей является Вокзальной? (№ 4)

2. На какой открытке изображена Орловская площадь? (№ 3)

1.


2.

3.


4.

Задание № 3.

    На какой из картинок изображён Орловский государственный университет? (№ 4)

    На какой из картинок изображено здание краеведческого музея г. Орла? (№ 2)

1.

2.

3.

4.

Задание № 4.

    На какой из картинок изображён Орловский рысак? (№ 3)

    На какой картинке изображена самая маленькая лошадь пони? (№ 1)


1.


2.

3.


4.

Задание № 5.

    Какая из этих церквей находится в с. Спасское-Лутовиново? (№ 3)

    На какой из этих картинок показана церковь в скиту священномученика Кукши близ д. Фроловка Мценского района? (№ 1)

1.


2.

3.


4.

Задание № 6

    Какой из этих памятников И.С. Тургеневу находится в г. Мценске? (№ 1)


1.

2.


3.

4.

III тур «И здесь была война…».

Задание № 1.

1. Назовите дату освобождения Мценска от немецко-фашистских захватчиков? (№ 1)

2. Когда был освобождён Орёл от немецких войск? (№ 4)

Задание № 2.

1. Кто из этих Героев Советского Союза, Отечественной войны 1812 года родился в селе Спасское-Лутовиново в 1913 году? (№ 2, Данков Фёдор Трофимович)

2. Кто из этих людей, воевавших и на Орловщине, трижды удостоен звания Героя Советского Союза? (№ 1, Кожедуб Иван Никитович)

1.

2.

3.

4.

3 – Кочергин Егор Петрович, уроженец д. Подберёзово Мценского района, 4 – Ермолов Алексей Петрович, уроженец с. Лукъянчиково Мценского уезда.

Задание № 3.

1. Какой из этих памятников не находится в Мценском районе? (№2, Кривцовский мемориал, Болховский район)

2. Какой из этих памятников был установлен на станции Мценск в 2003 году по инициативе поисковиков из школы № 8 города Мценска? (№ 4)

1.

2.


3.


4.

IV тур «Литературный».

Задание № 1.

Звучит стихотворение:

Я пришел к тебе с приветом,
Рассказать, что
Солнце - центральное тело Солнечной системы, раскаленный плазменный шар, типичная звезда-карлик, а именно желтый карлик, спектрального класса G2; масса М ¤ ~2.10 30 кг, радиус R ¤ =696 т. км, средняя плотность 1,416.10 3 кг/м 3 , светимость L ¤ =3,86.10 23 кВт, эффективная температура поверхности (фотосферы) ок. 6000 К. Период вращения (синодический) изменяется от 27 сут на экваторе до 32 сут у полюсов, ускорение свободного падения 274 м/с 2 .

Химический состав, определенный из анализа солнечного спектра: водород - ок. 90%, гелий - 10%, остальные элементы - менее 0,1% (по числу атомов). Источник солнечной энергии - ядерные превращения водорода в гелий в центральной области Солнца, где температура 15 млн. К. Энергия из недр переносится излучением, а затем во внешнем слое толщиной ок. 0,2 R ¤ - конвекцией. встало,
Что оно горячим светом
По листам затрепетало;

Рассказать, что лес проснулся,
Весь проснулся, веткой каждой,
Каждой птицей встрепенулся
И весенней полон жаждой;

Рассказать, что с той же ,
Как вчера, пришел я снова,
Что
Душа - понятие, выражающее исторически изменявшиеся воззрения на психическую жизнь человека и животных. Восходит к древним представлениям об особой силе, обитающей в теле человека и животного (иногда и растения) и покидающей его во время сна или в случае смерти (сродне учение о переселении душ - метемпсихоза). все так же
И тебе служить готова;

Рассказать, что отовсюду
На меня веселье веет,
Что не знаю сам, что буду

Петь – но только песня зреет.

1. Кто из этих писателей-орловцев является автором этого стихотворения? (№ 4, А. Фет)

2. Кто из этих писателей родился в 1870 году? (№ 2, И. Бунин)

3. Кому из этих людей принадлежат слова: «Умом Россию не понять, аршином общим не измерить: у ней особенная стать – в Россию можно только верить». (№ 3, Ф. Тютчев)

1.

2.

3.


4.

Задание № 2.

1. Какое из этих зданий является усадебным домом И.С. Тургенева? (№ 2, Спасское-Лутовиново)

2. Какой из этих домов расположен в селе Овстуг Брянской области? (№ 3, усадьба Ф.Тютчева)

1.


2.


3.

4.

Задание № 3.

1. 15.02.32 – 18.09.10 . Годы жизни какого писателя-амчанина здесь указаны? (№ 1)

2. Имя какого писателя носит Мценская городская библиотека? (№ 2)

1) И.В. Александров

2) И.А. Новиков

3) Е.А. Благинина

4) Н.С. Лесков

Задание № 4.

1. Кто из писателей-орловцев родился в селе Новосёлки Мценского уезда? (№ 2)

2. Именем какого писателя названа Орловская областная публичная библиотека? (№ 3)

1) И.С. Тургенев

2) А.А. Фет

3) И.А. Бунин

4) Л.Н. Андреев

V тур «Музыкальный».

Задание № 1.

Звучит музыка (В.С. Калинников, серенада для струнного оркестра).

1. Какому композитору принадлежит это произведение? (№ 3)

1.

2.

3.

4.

1 – Евгений Петрович Дербенко (известный орловский композитор-гармонист, заслуженный деятель искусств РФ), 4 – Ирина Кирилловна Хрисаниди (известный орловский композитор, педагог, исполнитель).

Задание № 2.

Звучит романс «Утро туманное» на стихи И.С. Тургенева в исполнении Александра Малинина.

1. Кто написал слова к романсу «Утро туманное»? (№ 4)

2. В чьём исполнении прозвучал романс? (№ 1)


1.

2.

3.

4.

Задание № 3.

1. На какой картинке изображен Орловский музыкальный колледж? (№ 2)


1.

2.


3.


4.

Финал игры

«ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТЬ»

Из букв, входящих в слово «достопримечательность», нужно составить как можно больше слов. Каждую букву можно использовать столько раз, сколько она встречается в этом слове. Тот, кто назовет последнее слово, – победит. На выполнение задания отводится 3 минуты.

Слова:

Сто, лен, лень, стоимость, прима, мать, наледь, ларь, лад, дар, ель, чан, дрань, даль, ар, Ом, стол, лом, примета, час, чистота, сон, слон, сироп, рот, стоп, топор, мечта, пила, песнь, мел, тело, читатель, нос, стон, пар, постель, пристань, порочность, меч, лето, осень, мир, мат, честь, трость, Рим, метель, мост.

В конце игры члены жюри подводят итоги, проводят награждение победителей и участников.

В заключение звучит песня «Гляжу в озёра синие».

Гусева Наталья Николаевна

МБОУ «Баклушинская общеобразовательная школа»

Учитель первой квалификационной категории.

Урок - викторина по краеведению по теме «Мой любимый Пермский Край»

Задачи: Закрепить знания детей:

1. О символике, городах, полезных ископаемых, знаменитых людях и местах, о растениях и животных, об истории Пермского края.

2. Воспитывать патриотизм, чувство гордости за свой край.

3. Умение работать коллективно, толерантное отношение к товарищам, чувство ответственности за свои поступки.

Ход урока.

Здравствуйте, дети! Мы проводим урок - викторину знатоков Пермского края.Желаю всем сегодня отличного настроения и радости от побед. За круглым столом собрались участники игры - это знатоки Пермского края. Они должны проявить эрудицию, остроумие, сообразительность и смекалку, а также быть очень внимательными и дружными, чтобы прийти к победе.

I конкурс. Представление команд.

Приветствую всех членов команды и желаю им победить. Итак, игроки готовы? Внимательно послушайте правила игры.

Игра состоит из 9 раундов. Каждый раунд соответствует указанному стрелкой названию сектора на игровом поле.

В каждом секторе располагаются конверты с заданиями по темам: история, символика и города, полезные ископаемые, водоемы, памятники природы, знаменитые люди, растительный, животный мир, музеи Пермского края.

На обдумывание и обсуждение задания команде дается время, когда игроки могут общаться между собой.

После обсуждения вопросов отвечать имеет право либо капитан, или игрок, уверенный в правильности своего ответа.

Подводить окончательные итоги игры и анализировать ваши ответы, будет компетентное жюри.

Вращают барабан капитаны по очереди.

В конверте лежат вопросы. Команда берет 1 вопрос, на подготовку дается 2 минуты (по песочным часам), обсуждение идет у всех команд, право ответить первыми команде крутившей барабан.(волчок со стрелкой)

Раунд 1. Внимание, уважаемые игроки! Вам выпал сектор №1 «История Пермского края»

1. По Сибирскому тракту проезжали и «высочайшие особы», в

с. Б.Соснова есть часовня, построенная в честь проезда этого царя. (Александра I)

2. Название города Пермь в 1940-1957 гг. (г.Молотов)

3. В середине 16 века (1558г) эти именитые люди были жалованы грамотой Государя Московского и Всея Руси Ивана IV и получили в управление земли Перми Великой - большую часть Западного Урала. (Строгановы)

4. Этот город называют матерью городов Прикамья. Он основан в 1535 году, когда на высоком правом берегу реки Колвы был возведен первый на Урале деревянный кремль-крепость. (Чердынь)

5. В 1580 году появился Сосновский острожек, построенный для охраны промыслов купца-промышленника Строганова. Объясните его название. Почему так называется?

Внимание, уважаемые игроки! Вам выпал сектор №2

«Города Пермского края»

1. С каким российским городом в 19 веке сравнивали Усолье? (Усолье - град - Санкт - Петербургу брат)

2. В мире только три города стоят на семи холмах Рим, Москва и эта древняя столица Перми Великой. (Чердынь)

3. Какой город Пермского края, называли «Уральской кочегаркой»? (Кизел)

4. Этот город в 1737 году стал столицей Пермского края. (Кунгур)

5. Город, имя которого произошло от названия особой рыболовной сети с крупными ячейками. (Оханск, охань- сеть)

Внимание, уважаемые игроки! Вам выпал сектор №3

«Полезные ископаемые Пермского края»

1. Название этого камня происходит от греческого слова «селена» - луна, так как отливает лунным светом. (селенит)

2. Как раньше называли поваренную соль, добываемую в нашем крае? (пермянка)

3. Какое полезное ископаемое послужило причиной строительства Егошихинского завода? (медь)

4. Какое полезное ископаемое называют «черным золотом?» (нефть)

5. Из этой добываемой в Верхнекамье соли можно получить ценные для земледелия удобрения, её ещё называют «соль плодородия». (калийная соль)

Внимание, уважаемые игроки! Вам выпал сектор №4

«Водный край»

1. Почему Пермь называют портом пяти морей? Каких? (Каспийского, Азовского, Черного, Балтийского, Белого)

2. Какой город назван по реке на которой стоит, а название реки переводится, как «медвежий угол»? (Очер)

4. Где берет начало(исток) река Кама? (В Удмуртии, д. Карпушата)

5. На какой реке находится водопад Плакун? (на р. Сылва в Суксунском районе)

Внимание, уважаемые игроки! Вам выпал сектор №5

«Знаменитые люди Прикамья»

1. Сподвижник Петра I, ученый, основатель города Пермь. (В.Н. Татищев)

2. В 1558 году Иван IV пожаловал ему огромные владения по рекам Каме и Чусовой. В своих владениях этот человек, а позже его потомки развивали: земледелие, солеварение, рыбные, охотничьи и рудные промыслы, строили города, крепости. О ком идет речь? (А.Ф.Строганов)

3. Назовите фамилию пермского детского писателя, автора сказки «Капитан Коко и зеленое стеклышко» (Лев Кузьмин)

4. Наш земляк изобретатель беспроволочного телеграфа. (А.С.Попов)

5. Этот человек покорил Сибирское ханство и присоединил Сибирь к Руси, в Орле-городке ему стоит памятник. (Ермак)

Внимание, уважаемые игроки! Вам выпал сектор №6

«Растительный мир»

1. Чей башмачок можно найти в лесах Пермского края? (Орхидея- Венерин башмачок)

2. В одной сказке злая мачеха посылает девочку зимой в лес за ягодами, а ведь достать зимой из-под снега свежие ягоды можно не только в сказке, но и на самом деле. Что это за ягоды? (Клюква)

3. Из какого дерева делают пианино? (из ели)

4. Почему заяц зимой гложет осинку, ведь она горькая? (в осиновой коре содержится 10% жира)

5. По латыни это дерево называется пинус, что значит «скала». А как это растение называется по - русски?

Внимание, уважаемые игроки! Вам выпал сектор №7

«Животный мир»

1. Есть в Пермском крае птица, любительница ледяных ванн «птичка-морж». (Оляпка обыкновенная)

2. Черный гость из Африки, птица очень редкая, занесена в Красную книгу. (Черный аист)

3. Этого редкого удивительного зверька, ученые называют «живое ископаемое», занесено в Красную книгу, живет в водоемах, норы строит в берегах. (Выхухоль)

4. Это животное типичный житель наших лесов. Его, еще называют «сохатый». (Лось)

5. По наличию этой рыбы, можно определить чистоту реки, занесена в Красную книгу России. (подкаменщик)

Внимание, уважаемые игроки! Вам выпал сектор № 8

« Природные памятники»

1. В 1982 году для охраны ненарушенных участков коренной горной тайги Предуралья и Урала был основан природный заповедник на Среднем Урале, в самой высокой части его западного склона, расположен живописный горный хребет. Само имя которого на уральском диалекте означает «красивый, чудесный.» (заповедник Басеги)

2. В этом заказнике Пермского края можно изучать сразу три природные зоны: горы, лес, степь. (заказник Предуралье, в Кунгурском районе)

3. Этот живописный водопад из 4-5 ступеней, высотой 10 -15м каждая находится на реке Улс- приток Вишеры. (водопад Жигалан)

4. Это очень древний геологический памятник природы. Сформировалась пещера более 10 тыс. лет назад. В 1709 году по Указу ПетраI составлен первый план пещеры. (Кунгурская ледяная пещера)

5. На реке Вишера есть чудо природы - камень отзывающийся на любой звук многократным эхом. (камень Говорливый)

Внимание, уважаемые игроки! Вам выпал сектор №9

Музеи, фестивали Пермского края.

1. Чему посвящен один из самых популярных музеев Соликамска. (соли)

2. Какому предмету в Нытве посвящен единственный России музей? (ложке)

3. Какому герою русской истории посвящен музей на территории этнографического парка истории реки Чусовой? (Ермаку)

4. Архитектурно- этнографический музей под открытым небом. (Хохловка)

5. Как называется фестиваль воздухоплавания в Кунгуре? (Небесная Ярмарка)

6. В каком городе Пермского края находится музей каски? (Лысьва, т.к. в годы ВОВ находился завод, выпускавший солдатские каски)

Подведение итогов.

Рефлексия.

Используемая литература:

Черных А.В., Т.В. Похожаева Твое Прикамье. Береги свой дом - Пермь: «Пушка», 2002.

Горбацевич Н.П., Шатрова Н.В. Прикамье: странички далеких и близких времен. - Пермь: «Книжный мир», 2003.

Князева. Маленький пермяк. (1,2,3,4 кл)- Пермь: «Книжный мир», 2007

Агафонова Н.Н., Белавин А.М., Крыласова Н.Б. Странички истории земли Пермской: Прикамье с древнейших времен до начала 18 века. - Пермь: «Книжный мир», 1996.

Л.А.Боровская, Н.С.Жесткова, О.Д.Цветова Наш Пермский край -Пермь ПГПУ,2012г.

А.Гин, И.Андржевская. 150 творческих задач о том, что нас окружает. Москва: Вита Пресс 2012г.

Особо охраняемые природные территории Пермской области.- «Книжный мир» Пермь. 2002

Андрей Зеленин. Пермь и Пермский край: занимательное краеведение. - ПКОО «Пермский писатель», 2013г.

Район, в котором мы живем. Комплект открыток. Т. Лузина, Л.Истомина. -

Б-Соснова, 2011.

Большесосновский район- продолжение истории. МБУК «Большесосновская межпоселенческая центральная библиотека»: сост. Т.В. Лузина - Б-Соснова, 2014.

(На доске в увеличенном виде висит карта, по которой дети будут путешествовать в течение викторины. В кружочки вписываются баллы, которые они получают по мере продвижения от станции к станции)

(Путешествуют две команды.)

Вступительное слово:

Ребята, знакомы ли вы с понятием “патриот”? Что это означает?

Это человек, который любит свою Родину. Но просто любить недостаточно, необходимо знать историю своей малой Родины, то есть Мурмана. И мы с вами уже начали ее изучение.

Правила викторины:

У каждой команды присутствуют специальные светофорики, кто быстрее их поднимает, тот и отвечает;

За каждый правильный ответ - 1 балл.

Цели: повторить, обобщить и расширить ранее полученные знания по краеведению Мурманской области.

Образовательная: формирование у школьников системы знаний об истории развития края, материальной, духовной культуре северян.

Развивающая: развитие умений и навыков, необходимых для активной, творческой жизнедеятельности в современных условиях для успешной социализации молодёжи.

Воспитательная: воспитание чувства сопричастности к событиям и процессам, происходящим в области, стране.

Оборудование урока: карта Мурманской области;карта-схема города Мурманска.

Раздаточный материал: тесты.

Вопросы и задания

1 станция. Географическая, схематическая расположение Мурмана.

(Работа с исторической картой города Мурманска.)

Покажи на карте Кольского полуострова мурманский берег, Кольский залив, город Мурманск, другие города Кольского полуострова, которые ты знаешь;<Рисунок 1>

Попробуй с закрытыми глазами схематично изобразить Кольский залив, мурманский берег => обозначь районы города Мурманска (сколько их) - Ленинский, Октябрьский, Первомайский.<Рисунок 2>

2 станция. Улицы города.

(Работа с карточками, на которых написаны названия улиц города.)

Расположи улицы города в районы, где они находится

Ленинский: Лобова, Хлобыстова, Гагарина, Бредова, Свердлова, Аскольдовцев;

Октябрьский: проспект Ленина, капитана Егорова, Гвардейская, площадь Привокзальная, Полярные Зори, Челюскинцев;

Первомайский: Орликовой, проспект Кольский, Беринга, Копытова, Крупской, Морская.

3 станция. Памятные места.

(Работа с фотографиями памятных мест и архитектурных сооружений города)

Соотнеси место или памятник с районом расположения (поместить картинку в район, где находится):

Ленинский: памятник неизвестному солдату, дворец творчества “Лапландия”;

Октябрьский: Бредова, Кирова, Киров, Арктика, Бассейн, Вокзал; Первомайский: охрана природы, Долина уюта, кинотеатр “Атлантика”.

4 станция историческая. “Блиц-опрос” (вопрос-ответ)

2. Сколько лет нашему городу? - 89 лет;

3. Что такое варница? - Устройство для добычи (варки) соли из морской воды;

4. Что такое гукор? - Промысловое и грузовое двухмачтовое судно русских поморов;

5. Кто такие поморы? - Русское население, проживающее у побережья Белого и Баренцева морей;

6. Кто такой писец? - Лицо, занимавшееся перепиской или составлением рукописей и рукописных книг в Древней Руси;

7. Что такое писцовая книга? - В ней содержатся подробные сведения о населенных пунктах, количестве жителей Кольского полуострова в начале 17 века;

8. В каком районе расположена школа №50? - Первомайский;

9. Где находится Мурманская область? - На Кольском полуострове за полярным кругом.

10. Какие горы есть на Кольском полуострове? - Хибинские, Ловозерские;

11. Как называют коренных жителей Ловозера? - саамы;

12. Чем покрыты сопки? - лишайником, мхом;

13. Как переводится Монче-тундра? - Красивая тундра;

14. Какими морями омывается наш край? - Белым, Баренцевым.

5 станция. Информационная.

Дети заранее подготовили сообщение о Мурмане. Каждое выступление приносит балл своей команде.

Примерные варианты сообщений:

О рождении города Мурманска;

О морском порте;

О животном мире Кольского полуострова;

Города-побратимы города Мурманска;

Геральдика городов-побратимов города Мурманска.

6 станция. Работа с тестами: “Развитие образования на Мурмане в 30-40-е годы ХХ века”.

Работа с раб. листам по командам <Приложение 1 >

Каждый правильный ответ = 1 баллу.

7 станция. “Построй памятник”.

Командам раздаются конверты с разрезанным на мелкие кусочки изображением памятника культуры (памятник Неизвестному солдату, памятник А. Бредову). Необходимо как можно быстрее, собрать разрезанною картинку с изображением памятника. Учитывается качество и быстрота выполнения задания.

Пока жюри подводит итоги - конкурс болельщиков.

2. Как называется сияние в зимнем небе Мурманска? – (Северное сияние)

3. Мурманск расположен на берегу – (Кольского залива)

4. Продолжите фразу: Зимой-полярная ночь, а летом-? – (Полярный день)

5. Северные ветры приносят в зимнее время - оттепели, а южные-? – (Похолодание)

Слово жюри, результаты

Лучшие знания показала команда “……”,она посвящается в краеведы и получает отличный значки А команда “ ” получает поощрительные призы.

Заключительное слово

Сегодня мы ещё раз убедились в том, насколько богато интереснейшими событиями история нашего края, какое культурное наследие осталось нам от предков. А совершать путешествие по Мурману помогли 2 команды “……” и “…….”. Огромное спасибо за участие, до новых встреч!

Викторина "Рождение города"

Измоденова Людмила Петровна, учитель МАОУ лицей № 100, Екатеринбург.
Актуальность: проживая в городе, дети часто не помнят историю зарождения родного города, названия памятных мест, имён основателей города, имён Святых Покровителей Екатеринбурга.
Предназначение: материал может быть полезен учителям для уроков географии, истории, может быть использован на краеведческих занятиях, на классных часах.
Цель:
- изучение истории зарождения города Екатеринбурга.
Задачи:
Образовательные:
- мотивировать учащихся на изучение истории родного города
Развивающие:
- развивать образное и логическое мышление детей
Воспитательные:
- воспитывать чувство патриотизма и любовь к родному городу
Вопросы викторины даны с предполагаемыми ответами.
Вопрос № 1.
В честь кого удостоено название нашего города?

Предполагаемый ответ:
Прошло более трёхсот лет, как на реке Исеть, была заложена крепость с заводом. "Для памяти в вечные годы и для вечной славы Её величества государыни - императрицы Екатерины I крепость назвали Екатеринбург". Генерал Вильгельм де Генин.
Вопрос № 2.
Назовите дату зарождения города. Кто изображен на барельефе "Рождение города"?


Предполагаемый ответ:
7(18 ноября) 1723 года. Дата соответствует открытию железоделательного завода. На барельефе "Рождение города" изображены фигуры отцов города в камзолах, треуголках, а также первостроители, кузнецы и плотники.
Вопрос № 3.
Где находится этот памятник? Кому он посвящен?


Предполагаемый ответ:
Памятник Василию Татищеву и Вильгельму де Генину находится на площади Труда.
К 275 - летию Екатеринбурга памятник был отлит из бронзы на заводе "Уралмаш". Надпись у подножия гласит: "Славным сынам России Н.В. Татищеву и В.И. де Генину. Екатеринбург благодарный. 1998 год."
Вопрос № 4.
Что в старину называли "сердцем" железоделательного завода?


Предполагаемый ответ:
"Сердцем" железоделательного завода в старину люди называли плотину. Плотина заставляла воду реки давать энергию для работы всего завода. Здесь были построены цеха - "мануфактуры". На заводе было больше 30 цехов: плавильный, молотовый, лудильный. С тех пор это место носит название Плотинка.
Вопрос № 5.
Что находится сегодня на территории бывшего завода?


Предполагаемый ответ:
В 1808 году завод закрыли, а в память о тех временах остался Исторический сквер.
Вопрос № 6.
Что вы знаете об истории собора Святой Великомученицы Екатерины?

Предполагаемый ответ:
Православный храм был заложен в 1723 году, в честь основания, на левом берегу реки Исеть.
Де Генин обратился к императрице Екатерине I о помощи - в церкви многое не доставало. Немедля из Петербурга по приказу императрицы выслали необходимое церковное "одеяние", а из Москвы доставили
богослужебные книги и серебряную утварь. В 1726 году церковь освятили в честь Святой Великомученицы Екатерины, покровительницы в учении и удачи горных дел.
Вопрос № 7.
За какие подвиги Екатерину причислили к лику Святых?

Предполагаемый ответ:
Доротея родилась в 294 году в Александрии. Закончила языческую школу, где изучила много дисциплин.
Узнав о христианстве, она крестилась и получила имя Екатерина. Во времена гонения на христиан, она
публично заявила о вере в Иисуса Христа. Екатерину казнили, и тело её исчезло, и перенесли его ангелы на самую высокую гору Синая. Повинуясь видению, через триста лет, монахи поместили мощи Святой Екатерины в золотую раку. С тех пор там монастырь Святой Великомученицы Екатерины привлекает множество паломников. Престольный праздник - день Святой Екатерины в Екатеринбурге был одним из главных праздников вплоть до революции. И в этот день горожане не работали.
Вопрос № 8.
Когда был взорван храм Святой Екатерины?

Предполагаемый ответ:
В 1920 году было изъятие церковных ценностей из храма - 165,6 килограммов серебра и множество церковной утвари, украшенной уральскими драгоценными камнями. В Крещенский праздник 1930 года был последний крестный ход на пруд. Вскоре здание взорвали, а на Святом месте теперь фонтан "Каменный цветок".
Вопрос № 9.
Когда была восстановлена часовня в честь Святой Екатерины?


Предполагаемый ответ:
В 1991 году на месте алтаря установили деревянный крест, а в 1998 году построили часовню.
Вопрос № 10.
Назовите дом, подобных по архитектуре ему нет на всём Урале.


Предполагаемый ответ:
Домовладение в истории Урала называют "Домом Севастьянова".
В композиции здания заметно выделяется угловая ротонда с бельведером. В 1880 году дом был продан казне. В 1917 году революционные солдаты разгромили особняк внутри. В советское время здесь был "Дом профсоюзов", а теперь - резиденция Губернатора Свердловской области.
Вопрос № 11.
Где находится "Капсула времени"?


Предполагаемый ответ:
Капсула времени располагается напротив барельефа "Рождение города" в Историческом сквере.
Она помещена в глубокий колодец, содержит обращение от свердловчан 1973 года к гражданам 2023 года.
Капсула содержит план города Свердловска, лучшие фильмы и книги о людях тех времён.
Вопрос № 12.
Каково значение "Капсулы времени" лично для вас?
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: