Мифы древней греции игры. Конкурс «Мифические животные»

Игра-путешествие

по мифам Древней Греции

(6-8 классы)

Учитель

МБОУ СОШ №89

г. Краснодар

Гаркуша Н.М.

Путешествие по мифам древней Греции, Рима, Руси

Участники игры делятся на 4 группы. Создается 2 команды, а остальные болельщики, которые в свою очередь делятся на 2 группы:1-я группа болеет за 1-ю команду, 2-я группа болеет за 2-ю команду.

Каждая команда выбирает капитана и придумывает название команды. Ведущий задает вопросы по очереди. Члены команды обсуждают вопрос одну минуту и дают ответ. Если нет ответа, то вопрос задают второй команде, если и они не знают ответа, то на помощь приходят болельщики. Отвечает тот, кто первым поднял руку. За каждый правильный ответ команде присуждается 1 балл, если за него отвечает вторая команда, то этой команде присуждается 2 балла. А если отвечает кто-нибудь из болельщиков, то команде, за которую болеет болельщик, присуждается 3 балла.

Итак, начинается игра.

Вопрос задаёт ведущий.

Очки присуждает жюри в составе 3-5 человек.

    раунд. Узнай древнегреческого героя.

Вопрос 1 команде :

Философ - материалист. В Афинах основал философскую школу, философию делил на физику и этику.

/Эпикур/

Вопрос 2 команде :

Философ - идеалист. Ученик Сократа. Основатель школы в Афинах.

/Платон/

Вопрос 1 команде :

Дочь Тантала, супруга фиванского царя Амфмона.

/Ниоба или Ниобия/

Вопрос 2 команде :

Древнегреческий поэт-драматург, младший из трех великих афинских трагиков.

/Еврипид/

    раунд. Узнай мифического героя Вопрос 1 команде :

Верховный бог, атрибутами его были щит и скипетр. Римляне звали его Юпитером.

/Зевс/

Вопрос 2 команде :

Бог сновидений, сын бога она Гипноза. Изображался крылатым.

/Морфей/

Вопрос 1 команде :

Перевозчик умерших душ через реки подземного царства до врат Аида. Для уплаты за перевозку в рот умершему клали монету.

/Харон/

Вопрос 2 команде .

В греческой мифологии сын Зевса, бог целитель и прорицатель, покровитель искусств.

/Аполлон/

Вопрос 1 команде :

В римской мифологии прорицатель рода, бог мужской силы.

/Гений/

Вопрос 2 команде :

В иудаистской и христианской традиции символическое изображение конечной погибели грешников и отсюда ада.

/Гиена/

Вопрос 1 команде :

В католической мифологии мертвец, по ночам встающий из могилы или являющийся в облике летучей мыши, сосущий кровь у людей.

/Вампир/

Вопрос 2 команде :

В славянской мифологии мертвец, нападающий на людей и животных, который убивает их или высасывает кровь. После этого жертва погибает или становится ему подобным.

/Упырь/

    раунд.

Конкурс капитанов « Музы, покровительницы искусства »

Ведущий называет по очереди обоим капитана имя музы, а капитан должен дать ответ, какому виду искусств покровительствует данная муза. Если капитан, которому задали, вопрос не знает ответа, то отвечает капитан 2 команды, если же и он не знает ответа, отвечают болельщики (кто первым поднял руку). За правильный ответ 1 балл.

Вопросы капитану 1 команды .

Мельпомена - муза трагедии.

Каллиопа - муза поэзии и науки.

Эвтерпа - муза лирической поэзии.

Талия - муза, покровительница комедии.

Вопросы капитану 2 команды .

Терпсихора - муза, покровительница танца.

Клио - муза истории.

Полигиния - муза серьёзной поэзии, гимнов.

Урания - муза астрономии.

    раунд. Что означает выражение ?

Вопрос 1 команде

"Вавилонское столпотворение?"

ОТВЕТ. Выражение возникло из библейского мифа о попытке построить башню, которая должна была достигнуть неба. Когда люди начали строительство, разгневанный бог смешал язык их, и они перестали понимать друг друга. Из-за этого они не смогли продолжить постройку.

Вопрос 2 команде .

"Ариаднина нить "

ОТВЕТ. Выражение означает путеводную нить, руководящую мысль, способ найти выход из затруднительного положения, решить трудный вопрос. Возникло оно из греческих мифов об афинском герое Тесее, убившего Минотавра, чудовищного полубыка - получеловека.

Вопрос 1 команде .

"Ахиллесова пята "

ОТВЕТ. Ахиллес - один из самых сильных и храбрых героев, он воспет в "Илиаде" Гомера. Мать Ахиллеса, морская богиня Фетида, чтобы сделать тело сына неуязвимым, окунула его в священную реку Стикс. Окуная, она держала его за пятку, которой не коснулась вода, поэтому пятка осталось единственным местом Ахиллеса, куда он и был смертельно ранен стрелой Париса. Выражение "Ахиллесова пята" употребляется в значении «слабая сторона, уязвимое место».

Вопрос 2 команде

"Блудный сын "

ОТВЕТ. Выражение возникло из евангельской притчи о блудном сыне, в котором рассказывается о том, как некий человек (отец) разделил имение своё между двумя сыновьями. Младший пошёл в другую сторону и, живя, распутно расточил имение своё. Испытав нужду и лишения, вернулся к отцу своему.

Выражение "блудный сын " значит «сын, вышедший из повиновения отца». Употребляется в значении «человек беспутный, нравственно нестойкий», но чаще в значении «раскаявшийся в своих заблуждениях».

Вопрос 1 команде

"Всякой твари по паре".

ОТВЕТ. Так говорят о смешанном, пестром составе людской группы, общества. Выражение это возникло на основе библейского мифа о всемирном потопе, от которого спася только благочестивый Ной со своей семьёй, так как бог научил его построить ковчег. Ной по повелению бога взял собой по 7 пар "чистых" и по 2 пары нечистых всех пород животных, птиц для сохранения жизни на земле после потопа.

Вопрос 2 команде

"Запретный плод"

ОТВЕТ. Возникло оно из библейского мифа о древе познание добра и зла, плоды (яблоки) которого бог запретил есть Адаму и Еве.

Это выражение употребляется в значении «что -нибудь заманчивое, желанное, но запретное или недоступное».

Вопрос 2 команде

"Змей-искуситель?"

ОТВЕТ. По библейскому сказанию, змей - "мудрейший" из всех зверей, живущих на земле, соблазнил вкусить Еву запретного плода от дерева познания добра и зла. За что она и Адам были изгнаны из рая. Выражение употребляется в значении «соблазнитель».

Вопрос 2 команде

"Избиение младенцев"

ОТВЕТ. Выражение это возникло из Евангелия об умерщвлении всех младенцев в Вифлееме по повелению иудейского царя Ирода после того, как он узнал от волхвов о рождении Иисуса, названного ими царем иудейским.

Употребляется как определение жесткого обращения с детьми, а также когда говорят о строгих мерах, применяемых по отношению к людям.

5 раунд . Конкурс капитанов .

В этом конкурсе участвует только капитаны обоих команд, Им раздается два листочка, где написаны имена богов, рядом надо написать, какой это бог. А на втором листочке, наоборот, написано, какой это бог, но надо написать его имя.

Вопросы капитану 1 команды. 1 раунд .

Имена Богов. Ответы.

1 лист.

Флора Богиня цветов, садов, растений, цветов.

Деметра Богиня плодов

Борей Бог северного ветра

Эрос Бог любви

Аврора Богиня утренней зари

Вопросы капитану 2 команды.

2 лист.

Аид Бог царства мертвых

Юпитер Бог неба

Юнона Богиня брака

Диана Богиня охоты, растительности

Эрида Богиня раздора

2 раунд для конкурса капитанов .

Вопросы (устные) капитанам


Вопросы капитану 1 команды.

1.Назовите древнеримскую богиню священного очага.

(Веста)

2.Назовите древнегреческую богиню победы (Ника)

3.Назовите древнерусского бога войны и грома (Перун)

Вопросы капитану 2 команды.

1.Назовите древнегреческого бога лесов, полей и пастухов (Пан)

2.Назовите древнеримскую богиню мудрости (Минерва)

3.Назовите древнерусскую богиню земли, Мать-сыру Землю (Макошь)

Если капитаны команд не справились со своими заданиями, то на помощь приходят члены команды. Если и они не смогли ответить на вопросы, то ведущий обращается к болельщикам.

Жюри присуждает баллы следующим образом. Капитаны за правильный ответ получают за каждый вопрос по 1 баллу, т.е, если ответят на все 10 вопросов, то получают 10 баллов, на 9 вопрос - 9 баллов и т.д.

На все не отвеченные вопросы должны ответить члены команд или болельщики. Им также присуждается за 1 вопрос - 1балл.

6 раунд .

Игра со зрителями.

Этот раунд проводят, когда капитаны ответят на вопросы 5 раунда.

За каждый правильный ответ команде, за которую болеют зрители, присуждается балл.

Вопрос болельщикам 1 команды

Холм в окрестностях Иерусалима, где был распят на кресте Иисус.

/Голгофа/

Вопрос болельщикам 2 команды

В греческой мифологии священная гора, место пребывания богов во главе с Зевсом.

/Олимп/

Вопрос болельщикам 1 команды

В греческой мифологии племя женщин - воительниц. Они вступают в браки с чужеземцами ради продолжени я рода. Но если рождались мальчики, они их убивали или отдавали на воспитание в другое племя . Если рождались девочки - оставляли у себя на острове. /Амазонки/.

Вопрос болельщикам 2 команды

В греческой мифологии божества природы, её живительных и плодоносных сил. Они обладательницы древней мудрости, тайн жизни и смерти. Они врачуют и исцеляют, предсказывают будущее, насылают безумие, зовут их ещё девы или вакханки. Изображаются в виде прекрасных обнаженных или полуобнаженных девушек.

/Нимфы/

Вопрос болельщикам 1 команды

Противник Иисуса Христа, который возглавит борьбу против Христа, но будет им побежден. В новом завете это "человек греха", воплощающий абсолютное отрицание заповедей бога.

/Антихрист/

Вопрос болельщикам 2 команды

В восточнославянской мифологии поэт - певец. Называют его ещё и «Велесов внук». В песнях о нём сказалась шаманская традиция, связанная с представлением о мировом дереве, и навыки ранней славянской поэзии, восходящей к общеиндоевропейскому поэтическому языку.

/Баян/

Если болельщики не знают ответа, то ведущая спрашивает у членов команды, но в этом случае присуждается им по 3 балла.

После игры с болельщиками подводят итоги 5 раунда "Конкурса капитанов".

В заключение жюри подводит итог всей игры. Награждается команда, набравшая большее количество баллов, и самый активный из зрителей - болельщиков.

Игра - путешествие по мифам древней Греции, Рима и Руси большая и при проведении займёт много времени. Но ее можно проводить не целиком, взяв любой раунда,в зависимости от того, сколько времени в вашем распоряжении.

Литература для подготовки к игре - путешествию.

    Мифы народов мира, энциклопедия в 2-х ч., 2005г.

    Мифологический словарь. 2007г. стр. 736.

    Анпеткова - Шарова Г. Г., Чекалоав Е.И. 2005г.

    Кун Н.А Легенды и мифы Древней Греции: Пособие для учителей. 2006г. стр. 484.

    Успенский В.В. и Л.В. Мифы Древней Греции М. 2007. стр. 191.

    Фразеологический словарь русского языка /сост. Л.А. Войнева и др./ 2008.стр. 543.

ВИКТОРИНА

по мифам Древней Греции

«Сказочная Эллада»

Цели и задачи:

    Развивать представление учащихся о мифах на примере мифов Древней Греции.

    Привлечь учеников к самостоятельному изучению мифов.

    Дать представление о древнегреческих мифах, их главных героях - олимпийских богах.

    Продолжить работу по развитию речи и обогащению словарного запаса учащихся.

    Продолжать работу над развитием связной речи учащихся.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ:

Здравствуйте, уважаемые зрители и участники сегодняшнего конкурса. Мы посвящаем сегодняшнюю игру греческой мифологии.

Много, много лет назад на полуострове в Эгейском море поселился народ, который назвали греками. Себя этот народ называл эллинами, а свою страну Элладой. Эллины оставили народам мира богатое наследство литературы и искусства. Они оставили свои предания и древние сказания – мифы. В представлениях древних греков, в их прекрасной стране обитали прекрасные боги, которые внимательно следили за жизнью людей с вершины олимпа. Древние греки верили, что бессмертные боги вершат всем. Происходящим на земле, помогают людям, или гневно наказывают их. Эти боги были близки людям, были похожи на людей. Они ссорились и мирились, вмешивались в жизнь людей, принимали участие в войнах. Боги любили и ненавидели как люди, ревновали, плакали, страдали и радовались и отличались от людей только тем. Что были бессмертны. Но если боги схожи с людьми, то и люди, по мнению греков, были схожи с богами. А поэтому любимые герои греков бросали вызов богам и выходили из борьбы победителями, и даже получали от богов как великий дар бессмертие.

Древние греки были деятельным энергичным народом! Не боялись познавать окружающий мир. Свои знания они облекали в форму мифа. Мифы Древней Греции легли в основу общечеловеческой культуры. Начиная с эпохи Возрождения писатели, художники и скульпторы заимствовали для своих сюжетов мотивы из сказаний и легенд Древней Греции. Греческая мифология проникла и в русскую литературу. Достаточно вспомнить стихи Пушкина, Жуковского, Лермонтова. Образы из мифов глубоко проникли в мысли современного человека. Действительно и сейчас могучий человек называется Гераклом (Геркулесом), смелая и решительная женщина - Амазонкой, красивый мужчина – Аполлоном, а красавица – Афродитой. Много выражений современные люди используют, даже не зная, что своими корнями они уходят в образы греческой мифологии. Например, выражение «панический страх» происходит от имени бога Пана, который имел очень причудливую внешность, способную испугать. В современном языке существует выражение «строить химеры» т.е. предаваться несбыточной мечте. Химера – чудище с головой льва, туловищем коза и хвостом змеи.

Великий Платон сказал: «Нужно проводить жизнь в игре, играя в определенные игры, устраивая жертвоприношения, распевая и танцуя, дабы расположить к себе богов и отбить врагов, победив их бою…»

Давайте последуем мудрому совету древних и примем участие в состязании.

(звучит музыка)

Представьтесь, пожалуйста!

Поприветствуйте команды!

1.Конкурс «Разминка».

1. Назовите братьев Зевса.(Аид и Посейдон)

2. Какая богиня носит прозвище Пенорожденная? (Афродита)

3. У какого царя служил Геракл (Эврисфей)?

4. За что должен был служить и сколько лет? (12 лет. В припадке безумия убил своих детей и племянников)

5. Как Гераклу за 1 день удалось очистить Авгиевы конюшни? (Изменил русла рек, направил их воды через конюшни)

6. Какое особое свойство имели яблоки Гесперид? (Давали вечную молодость)

7. Кого из известных титанов освободил Геракл? (Прометей)

8. Кто из героев был учредителем олимпийских игр?(Геракл)

9.Что явилось причиной начала Троянской войны? (Похищение троянским царевичем Парисом прекрасной Елены, жены спартанского царя Милая, помогла Афродита)

10. Вспомните имя воина, который стал неуязвимым от того, что в раннем детстве мать окунула его в волшебную воду реки, дарующую неуязвимость. (Ахилл)

11. Кто выковал ему щит? (Гефест)

12. Но, как мы помним, неуязвимый Ахилл все же был убит. Почему же удалось его одолеть? Какая поговорка связана с этой легендой. (Отравленная стрела Париса попала в пятку, единственное уязвимое место. «Ахиллесова пята» - уязвимое место.)

13. Как называлась пища греческих богов, дающая им вечную юность и бессмертие? (Нектар, амброзия)

14. Кто подарил людям огонь? (Прометей)

2. А сейчас давайте проверим, как вы знаете мифологические персонажи.

Это конкурс «Знатоков». Для него потребуются ребята, которые готовы распознать имя олимпийского бога, сколь скудны и противоречивы сведения о нем ни были бы. Должны прозвучать признаки, определяющие имя бога, загаданного командой. Их всего семь. Понятно, что первый признак самый редкий и сложный, за него отгадывающий получит высший балл – 4. Последний признак самый распространенный, угадав его, участник получает один балл. Чем меньше Вам надо признаков для определения имени бога, тем выше балл за ответ. (Участники приглашаются парами по одному из команды).

Максимальная оценка 4 балла. Ваше задание: по описанию определить, о каком боге идет речь.

1. Она родилась из пены морской, богиня красоты, любви и вечной молодости. Она прекрасна, никто не в силах противиться ее чарам. Ее сын имеет крылья и колчан с волшебными стрелами, способными любого заставить испытать муки любви.(Афродита)

2. Это хромой бог - кузнец. Он добр и простодушен, никому не делает зла, послушен Зевсу. Ему помогают Циклопы. А еще он умеет ковать волшебные доспехи и оружие, которые делают неуязвимым того, кто ими воспользуется. (Гефест)

3. Перед нами могущественная богиня мудрости и победы. Сам отец - грозный Зевс побаивается своей дочери. Ей построено, пожалуй, самое большое количество храмов, в ее честь называют боевые корабли, ее расположения и покровительства добиваются многие герои. (Афина)

4. Она жена грозного Зевса, богиня календарного года, покровительница браков и семьи, обладает гордым, упрямым и сварливым характером, очень ревнива, хотя и не без причины. (Гера)

«Атрибуты Богов»

3. Конкурс театрализованный

Каждая команда покажет сценку.

5. Перед вами миф, а вы должны найти в нем ошибки, которые допустил автор.

Однажды Геракл - сын Посейдона - решил отправиться в путь за золотым руном. Геракл помолился богине Гере, всегда покровительствовавшей ему, и отправился в путь. И вот он прибыл в царство, хранившее золотое руно, и предъявил права греков на сокровище. Царь очень обрадовался, что приехал законный хозяин руна, и поведал, что давно мечтал вернуть руно в Грецию, восстановив таким образом справедливость.

Вы правильно определили ошибки, которые допустил горе - автор мифов.

Часто в речи мы употребляем фразеологизмы, пришедшие к нам из далеких античных времен. Давайте вспомним их и попробуем объяснить их значение.

6. «Конкурс олимпийских журналистов»

От каждой команды приглашается по одному участнику для выбора задания, которое заключается в следующем. Как известно, журналисты интересуются многим и могут описать любые события. Вам предлагается объяснить значения « крылатых» выражений, которые появились благодаря мифам. Команды должны посовещаться одну минуту и ответить, что означают данные выражения.

Оценка этого конкурса – 2 балла.

Выражение взято из мифа « Скотный двор царя Авгия».

2. Ариаднина нить - путеводная нить, помогающая выйти из затруднительного положения.

Выражение взято из мифа « Путешествие Тесея на Крит»

3. Золотой дождь - богатство, неожиданное обогащение.

Выражение взято из мифа «Рождение Тесея» или « Даная»

4. Муки Тантала - невыносимые муки при невозможности достигнуть

цели. Выражение взято из одноименного мифа.

5. Нектар и амброзия – 1) необычайно вкусный напиток, изысканное блюдо;

2) вкусное блюдо, 3) пища богов. Выражение взято из мифа « Боги Олимпа»

6. Панический страх - внезапный, необъяснимый и очень сильный страх.

Выражение взято из мифа « Пан и Сиринга».

7. Зевс-громовержец - грозный начальник.

Выражение взято из одноименного мифа

8. Ящик Пандоры – источник несчастий и бедствий.

Выражение взято из мифа « Пандора».

7. Конкурс «Мифические животные»

(Командам по очереди задается вопрос, если нет ответа, отвечает другая команда, 1 балл за правильный ответ)

Команда 1. Дикие существа, полулюди-полукони, обитатели гор и лесов. (Кентавры).

Команда 2. Туловище этого чудовища впереди львиное, в середине – козье, сзади - змеиное; три головы: льва, козы, змеи – изрыгающие из пасти пламя. (Химера)

Команда 1. Чудовище с крыльями птицы, клювом орла и телом льва. (Грифон)

Команда 2. Страж Аида, трехголовый пес со змеиным хвостом. (Кербер или Цербер).

Команда 1. Чудовище с лицом и грудью женщины, толом льва и крыльями птицы. В наказание послала Гера на Фивы. Сидело около города и задавало загадку: «Кто утром ходит на 4-х ногах, днем на двух, вечером на трех?» Не сумевшего ответить – душило. (Сфинкс). Отгадайте загадку: ребенок, взрослый, старик. (Человек)

Команда 2. Полуженщины-полуптицы с божественными голосами. Живут на скалистом острове, завлекают своими голосами мореходов, потом убивают и пожирают. (Сирены)

8. Конкурс «Пантомима»

А теперь вы должны проявить свой артистизм.

(Команде дается карточка с названием мифологического существа, команда должна изобразить это существо, вторая команда отгадывает, 4 человека)

    Гидра (легендарное существо с 9-ю головами змеи, ее ядовитое дыхание уничтожает все живое, на месте отрубленной головы вырастают 2 новые).

    Кентавры полулюди-полукони

Пока команды готовятся

9. Найди ошибку .

    Критская Гидра (Лернейская гидра, Критский бык)

    Керинейский лев (Немейский лев, Керинейская лань)

    Кони Ипполиты (кони Диомеда, пояс Ипполиты)

    Стимфалийские коровы (коровы Гериона, Стимфалийские птицы)

10. Он называется конкур «Аэдов». Кто из зрителей вспомнит, кого называли аэдами? (Аэды – это древнегреческие странники, рассказывающие мифы, исполняющие миф, как песню). Итак, наши аэды будут рассказывать мифы, посвященные подвигам Геракла. Но сначала командам надо отгадать из предложенного списка персонажей героев своего мифа, доставшегося им по заданию. Прошу подойти по одному человеку от команды, чтобы выбрать конверт с заданием (участникиу подходят, берут конверты, в которых находится задание).

На совещание командам отводится 30 секунд, затем они должны предоставить жюри свою карточку с названием мифа и подобранные к ней имена персонажей этого мифа. За каждое отгаданное верно имя – один балл (всего пять баллов).

1. «Яблоки Гесперид»: Нерей, Антей, Атлант, Геракл, Еврисфей.

2. «Рождение героя»: Ата, Еврисфей, Гера, Алкмена, Геракл.

Затем игрок, представляющий команду должен кратно и красиво рассказать свой миф.

За эту часть ответа максимальная оценка – 3 балла.

Пока счетная комиссия подводит итоги, вопросы для зрителей:

    Кто были родители Геракла? (Зевс и смертная женщина Алкмена)

    Кто воспитал Геракла? (кентавр Хирон)

    Назовите музыкальные инструменты Древней Греции. (Кифара, лира)

    Как Гераклу удалось победить Гидру? (Иолай прижигал меч факелом)

    Как погиб Геракл? (От рук своей жены)

    Какое вооружение было у греков во время Троянской войны. (Луки, дротики, мечи, копья)

    В какое животное мог превращаться Зевс? (Бык)

    Какое свойство имели яблоки Гесперид?(Они давали вечную молодость)

    Сколько яблок должен был принести Геракл? (Три)

    Как Геракл перехитрил титана Атласа? (Геракл попросил Атласа снова принять на свои плечи небесный свод, чтобы подложить себе на плечи подушку, и, забрав принесенные Атласом яблоки ушел)

    Кого из известных титанов освободил Геракл?(Прометей)

    Как погиб Геракл? (От рук своей жены, пославшей ему пропитанную ядом одежду; Деянира считала, что это поможет ей вернуть его любовь – так обманул ее кентавр; Деянира покончила с собой, а Геракл погиб в пламени и вознесся на Олимп)

Пора подводить итоги. Обе команды были хороши, показали хорошее знание мифов, но победителем стала команда………. Поздравляю всех участников с победой! Звучит греческая музыка.

Завершает нашу викторину стихотворение О.Тарутина «Древние греки»

Древние греки, античные греки,

многим прославились греки навеки.

Даже порой удивленье берет:

Ну, до чего знаменитый народ!

Храбро с врагами они воевали,

мудрые мифы они создавали,

с детства знакомы любому из нас

и Прометей, и Геракл, и Атлас.

Древние греки моря бороздили,

время для спорта они находили.

И Олимпийские игры они

тоже придумали в давние дни!

Строили греки театры и храмы,

ставили греки комедии, драмы.

А посмотрите теперь, каково

было скульптурное их мастерство!

Ну а всего поразительней, братцы,

То, что мы с ними могли б изъясняться!

«Физика», «космос», «медуза», «стратег» –

понял бы мигом слова эти грек!

Скажешь: «асфальт», «стадион» и «динамо» –

скажешь ты это по-гречески прямо!

«Библиотека», «театр», «берилл» –

так, между прочим, и грек говорил!

Видите, какое богатое наследие оставили нам древние греки! Вам предстоит всю жизнь открывать для себя и окружающих культуру Древней Греции… До новых встреч с героями Древней Эллады!»

Награждение команд.

Описание материала . Предлагаемую игру можно провести в 6 классе как внеклассное мероприятие по литературе или итоговый урок по теме «Мифы Древней Греции». Цели игры: обобщение знаний по теме «Мифы Древней Греции», развитие познавательной активности учащихся, воспитание любознательности, интереса к чтению. При проведении игры, конечно, нужно учитывать наполняемость классов. В городской школе перед игрой может быть проведён отборочный тур, по результатам которого будут отобраны 6 участников. В сельской школе, где маленькая наполняемость классов, могут соревноваться не только учащиеся 6-го, но и 7-го классов.

Оборудование: мультимедийный проектор (или планшеты с заданиями), таблички с цифрами от 0 до 9, кубики с буквами, бумага, ручки, звёздочки, призы

Оформление: выставка детских иллюстраций к мифам.

Ход игры.

Представление участников игры.

В первом туре принимают участие 6 человек. Во II тур выходят участники, первыми набравшие 3 очка.

I тур

Итак, перед вами имена:

6. МИНОТАВР

7. ПОСЕЙДОН

Услышав задание, участники должны поднять табличку с цифрой, указывающей правильный ответ. За правильный ответ игроки получают звёзды.

Начинаем игру.

· Герой, обладатель шапки-невидимки. Он добыл голову Медузы Горгоны, убил морское чудовище и освободил Андромеду. Ответ: 1 - Персей

· Чудовище, обитавшее в лабиринте на острове Крит. Ответ: 6 - Минотавр.

· Герой, одолевший Минотавра. Ответ: 2 - Тесей.

· Его вспоминают, когда говорят о нескончаемой и бессмысленной работе. Ответ: 4 - Сизиф.

· Греческий великан, черпавший силы, соприкасаясь с матерью-Землёй. Ответ: 0 - Антей.

· Сила его чудесных песен заставляла диких зверей выходить из своих логовищ, деревья и скалы сдвигались со своих мест, реки останавливались в своём течении, чтобы послушать его пение. Ответ: 5 - Орфей.

· Верховный греческий бог. Ответ: 0 - Зевс.

· Великан, которого похитил Геракл. Ответ: 3 - Герион.

4 участника, набравшие по 3 очка, выходят во II тур.

II тур

За 1 минуту участники игры должны составить самое длинное слово из букв, выпавших на гранях кубиков. Одну и ту же букву нельзя использовать дважды. Вместо одной из букв можно использовать звезду.

Итак, в вашем распоряжении 10 букв. Начинаем тур.

Участник игры, составивший самое длинное слово, получает приз. Выбывает игрок, составивший самое короткое слово.

III тур

Участникам предлагается 3 сюжета, объединённых по одному признаку или расположенных в определённой последовательности. Если всё верно, нужно поднять цифру 0, если неверно одно из имён, то поднимаем соответствующую ему цифру.

1. Дионис, Посейдон, Пан - боги. Так ли это? Ответ: 0 - да.

2. Прометей, Аполлон, Геракл - герои. Нет ли здесь ошибки? Ответ: 2(Аполлон) - бог.

3. Греческий миф гласит, что однажды разгорелся спор из-за обыкновенного яблока. Мне кажется, что спорили богини Афродита, Афина и Гера. Верно ли это? Ответ: 0 - да.

В IV тур выходят 2 участника.

IV тур

Участники должны составить как можно больше слов из букв, входящих в слово мифология. (1 минута)

Побеждает игрок, последним назвавший слово. Вместо слова можно использовать звёзды, заработанные в игре.

Подведение итогов.

Награждение победителя

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия №1 г. Рузы»

Внеклассное мероприятие по литературе

МИФЫ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

Учитель Мурунова Г.П.

Театрализованная игра-конкурс

Действующие лица: Аполлон. Артемида. Певец. Пигмалион. Статуя. Афродита.

Нарцисс. Эхо. Гера. Афина. Афродита. Парис

Танцоры в прологе — юноши и девушки.

Для оценки конкурсов можно привлечь к участию в ме-роприятии жюри. Но роль жюри могут выполнять и веду-щие: Аполлон и Артемида.

Костюмы и атрибуты:туники, для Аполлона — арфа, на плечах Артемиды накидка, имитирующая шкуру дикого зве-ря, в руках — охотничий рог или копье, для Афродиты — жезл, увитый цветами.

Оснащение:слайды или фотографии с изображениями гре-ческих и римских богов.

Зрители делятся на дйе команды.

Командами-участницами разучиваются две инсценировки по предложенным отрывкам легенд Древней Греции — «Нарцисс» и «Суд Париса».

Раздается мелодия «Сиртаки», появляются танцующие юноши и девушки, одетые в туники и сандалии. Некоторое время они дви-жутся по сцене в ритме танца. Затем музыка замолкает.

Танцоры/хором) О, славьтесь, Греция и древние Афины! Зовем мы Аполлона с Артемидой!(Убегают.)

Появляются Аполлон и Артемида.

Аполлон. Отзвучал греческий танец «Сиртаки».

Артемида. Убежали наши танцоры.

Аполлон. Значит, пришло нам самое время попривет-ствовать наших гостей.

Ар т ем и д а Добрый день! Счастливый час. Чем вы заняты сейчас? Все дела свои бросайте. Быстро присоединяйтесь!

Аполлон. Здравствуйте, уважаемые зрители и участни-ки наших сегодняшних конкурсов.

Артемида. Мы — ведущие этого вечера. Я — Артемида, греческая богиня охоты. А это — мой родной брат по имени Аполлон. Он греческий бог-стреловержец, покровитель та-ланта музыкантов и певцов.

Аполлон. Людям, которые интересуются литературой, искусством и историей нашей культуры, просто необходимо поближе познакомиться с греческой мифологией. Потому что начиная с эпохи Возрождения писатели, художники и скуль-пторы начали широко черпать для своих сюжетов мотивы из сказаний и легенд Древней Греции. Греческая мифология про-никла и в русскую литературу. Вспомните стихи А.С. Пуш-кина и В.А. Жуковского, М.Ю. Лермонтова и Ф.И. Тютчева, басни И.А. Крылова.

Артемида. Древние греки были деятельным, энергичным народом, не боявшимся познавать окружающий мир. Свои зна-ния они облекали в форму волшебной сказки — мифа. Мифы Древней Греции легли в основу общечеловеческой культуры, а их образы глубоко проникли в мысли и современного человека.

Аполлон. Действительно, и сейчас могучий. сильный человек называется геркулесом, смелая решительная женщи- на — амазонкой, а красавица — афродитой. А ведь все эти названия: — греческие.

Артемида. Много выражений мы с вами используем, даже не зная, что своими корнями они уходят в образы гре-ческой мифологии. Например, выражение «панический страх» происходит от имени бога Пана, который имел очень причудливую внешность, способную испугать. А слышали ли вы словосочетание «гомерический хохот»? Это выраже-ние пришло к нам из произведений древнегреческого клас-сика Гомера. По его мнению, именно таким громовым безу-держным хохотом смеялись боги на вершине легендарной горы Олимп.

Аполлон. Но греческая мифология взаимосвязана с рим-ской.

Артемида. Да как же? Ведь римская мифология про-изошла от греческой.

Аполлон. Совершенно верно. У римлян нет оригиналь-ных историй о богах, у них Нет таких красивых легенд. Но когда Рим перенял греческую мифологию, он все же оказал человечеству огромную услугу. Вот в чем дело. Большинство гениальных произведений греческих скульпторов сохрани-лось до нашего времени в римских копиях. И если сейчас наши современники могут судить о замечательном искусст-ве греков, то за это надо благодарить римлян.

Артемида. Итак, я вижу, что ребята у нас сегодня уже разбились на две команды, чтобы участвовать в соревнова-нии.

Аполлон. Тогда я проведу первый конкурс. Вопросы бу-дут задаваться по очереди каждой команде.

  1. Вспомните имя воина, который стал неуязвимым отто-го, что в раннем детстве мать окунула его в волшебную воду реки, дарующую неуязвимость.(Ахилл, или Ахиллес.)
  2. Но как мы помним, непобедимый Ахилл все жб был убит. Почему же его удалось одолеть? И какая поговорка появилась на свет в результате этой легенды?(Отравленная стрелапопала ему в пятку — единственное место, которое не было омыто волшебной водой. Отсюда пошла поговорка «ахиллесова пята», то есть уязвимое место.) Троянская война длилась 10 лет. А кто может вспом-нить хитрый маневр Одиссея, который привел к тому, что его войско одержало победу в этой войне? (Изготовление Тро-янского коня, в котором размещались греческие воины. Тро-янцы подумали, что греки отступили, и внесли прекрасного коня на территорию Трои. Ночью греки вышли из коня и захватили город.)
  3. Как называлась рубашка, состоящая из множества ме-таллических колечек, скрепленных между собой? Такую ру-башку придумали в Древней Ассирии. Ее носили и русские богатыри в X веке. А теперь ее можно видеть только в музе-ях,(Кольчуга.)
  4. Наверняка многим известна поговорка «со щитом или на щите». Так в одном из греческих городов напутствовали воинов, провожая их на сражение. Оно означало — или воз-вращайся со щитом — с победой, или же на щите, то есть мертвым. Назови этот древний город.(Спарта.)
  5. Древнегреческий философ Демокрит писал: «...На све-те существует не одна, а множество вселенных». Один из пол-ководцев Греции прочитал эту фразу и очень огорчился «А ведь я еще не завоевал и эту!» Назовите имя этого отчаянного полководца.(Александр Македонский.)
  6. Вспомните еще одно имя, которым наградил народ Алек-сандра Македонского за его военные завоевания.(Александр Великий.)
  7. Греки были великими мореплавателями. Вспомните; сколько в древности существовало способов ведения боя в воде на кораблях. (Три. Первый — проплыв, когда корабль проплывал так близко к кораблю противника, что ломал у последнего весла. Второй — таран, когда один корабль слов-но проплывал сквозь другой, ломая при этом корабль про-тивника своим носом. Третий — абордаж. Корабль против-ника в этом случае подтаскивали к себе прямо за борт спе-циальными креплениями и устанавливали между двух кораблей особые мостки.)
  8. Многие видели по телевизору соревнования по бегу на очень длинные дистанции. Как называются эти соревнова-ния? Они названы в честь греческого города.(Марафон.)
  9. Постарайтесь вспомнить, в честь какой военной побе-ды в 490 году до нашей эры была установлена дистанция соревнования — 42 км 195 метров. (У города Марафон вели бой греческое и персидское войска. Бой закончился победой греков. Самый быстрый гонец был послан в Афины с сообще-нием о победе. Он пробежал ровно 42 км 195 метров и крик-нул жителям Афин: «Радуйтесь, греки, мы победили!» Пос-ле чего он упал и умер от изнеможения и усталости.)

Артемида. Молодцы наши ребята. Только к последнему вопросу я хочу дать маленькое уточнение. Греческая дистан- ция марафона равнялась 42 км. А оставшиеся 195 метров были присоединены к общей трассе лишь в конце XIX века по просьбе королей Англии. Тогда у них проводился мара-фонский забег, и по просьбе королевских особ трассу продли-ли, чтобы финиш оказался как раз напротив королевской трибуны. Ответ на следующее задание команды дадут в письменном виде. Вот вам по листку бумаги.(Раздает ко-мандам листки бумаги.) На них следует написать имена бо-гов Древней Греции и Древнего Рима. Какая команда вспом-нит большее их количество? Для удобства сравнения прошу имена выписывать в столбик и нумеровать их. Тогда при срав-нении сразу будет видно, кто сколько имен вспомнил.(Ко-манды выполняют задание.)

Аполлон. Артемида, сестра моя, пока команды трудят-ся над письменным ответом, я думаю, что для наших зрите-лей мы покажем сценку «Скульптор-женоненавистник».

Артемида. Мы приглашаем на сцену наших актеров. Итак, силой вашего воображения сейчас мы перенесемся в мастерскую греческого скульптора.

Аполлон и Артемида отходят в сторону. Появляются Певец и Пигмалион.

Певец(пафосно декламирует) О, златокудрая Афродита! Даришь ты счастье тому, кто верит в тебя И кто тебе служит! Я вам поведаю оду о том, Как на прекрасном, на греческом острове Кипре, Скульптор талантливый жил с именем Пигмалион. Главное свойство его — ненавидел он женщин.

Пигмалион(уверенно) О, женщины, они — исчадье ада! Без женщин жить свободно мне отрада! Я лишь в искусстве вижу жизни смысл!

Певец (зрителям, язвительно) И вот, поди, на эту фразу подивись!

(Пигмалиону.) Возьми же мрамора кусок, возьми резеци молоток,

Да изваяй, себе на славу, детей, играющихв дубраве,

Иль божество, застывшее в истоме,или теленка на соломе.

Пигмалион Э, нет! Ведь настроенье творчеству я подчиняю, А потому красавицу из камня изваяю.

Певец Коли тебе теленок не годится, Так изваяй красавицу-девицу.

Пигмалион Ты будто мысли все мои читаешь. Что сделаю я, ты сейчас узнаешь.

Под торжественную музыку Пигмалион делает выразительные движения, имитируя рубку куска мрамора. Затем свет на мгнове-ние гаснет. Когда он зажигается, перед скульптором оказывается статуя, накрытая простыней. Пигмалион торжественно сдергивает простыню, под которой спрятана красивая девушка — статуя. Певец ахает от восторга.

Певец(восторженно) Какие линии и тонкая работа, А говорил — тошнит от женщин что-то! Пигмалион Но что со мной, то счастье или нет, Перед красой статуи меркнет белый свет. И я влюблен, я покорен...

Певец. Что это там бормочет он?

Пигмалион Да будь я проклят, я — Пигмалион,

Коль в эту статую всем сердцем не влюблен!

И на колени перед камнем я бросаюсь,

И к мраморным ступням легонько прикасаюсь,

И для нее куплю я дорогие ожерелья,

Браслеты, диадемы, прочие каменья!

Певец приносит украшения. Пигмалион украшает статую.

Певец. Ты одевал ее в роскошные одежды?

Пигмалион Но холодна она, как мрамор, все, как прежде! Что делать? От любви совсем сгораю! Я все б отдал, лишь будь она живая.

Певец Могу совет тебе я добрый дать. Она легко живою может стать, Лишь только к алтарю во храм сходи ты И попроси об этом Афродиту!

Пигмалион. Афродиту?

Певец Да, эту златокудрую, прекрасную богиню, Что дарит всем любовь. Иди, молись святыне.

Появляется Афродита. В ее руках волшебный жезл, увитый цветами. Певец и Пигмалион бросаются перед ней на колени.

Афродита Что слышу я! Сам женоненавистник, Что женщин проклинал, любовь кто прогонял, Призвал меня, чтобы любовью мертвый камень пробудить! (Приказывает жестом им подняться.) Пигмалион Молю я, помоги, мне трудно дальше жить. Иль помоги, или убей: мне смерть покажется

Афродита(ходит вокруг статуи, рассматривает ее) Мечтаешь ты, чтобы забилось это сердце, Ты хочешь, чтоб ожили те глаза...

Пигмалион Тогда могла любовь бы разгореться, Ну, а пока моя лишь катится слеза... (Закрывает лицо руками, плечи его вздрагивают.)

Афродита Твоя любовь — твое проклятье, Ты думал, что тебя она не обожжет? Так пусть же эта дева в белом платье Сейчас же перед нами оживет! (Взмахивает волшебным жезлом.)

Звучит торжественная музыка. Статуя оживает.

Пигмалион О счастье, ожила моя скульптура! Ее лицо, ее одежда и фигура! Какие руки у нее, какая шея! А как же ты зовешься?

Статуя. Галатея.

Афродита в последний раз взмахивает жезлом и уходит. Пигма-лион подает руку Галатее. Пигмалион и Галатея, взявшись за руки и не отводя друг от друга восхищенных глаз, уходят следом за Афродитой.

Певец (зрителям)Авось и свадьба выйдет шито-крыто! Да здравствует богиня Афродита! Что стало с женоненавистником потом? Он мужем любящим стал и отцом. Любите женщин, в них вся жизни соль, Ведь это знают — и бродяга, и король. (Кланяется, уходит.)

Снова появляются Аполлон и Артемида.

Аполлон. Вот такая совсем взрослая история.

Артемида. А мораль в ней такова: нельзя отказываться от того, что предназначено каждому из смертных судьбой.

Аполлон. А теперь я предлагаю подвести итоги второго конкурса.

Артемида и Аполлон собирают у команд листки бумаги, зачи-тывают вслух имена греческих и римских богов.

Артемида. В этом конкурсе лучшей оказалась коман-да...(называет команду). А общий счет за два конкурса... (называет итоги двух конкурсов).

Аполлон. И снова конкурс. Я прошу команды напрячь память, вспомнить легенды Древней Греции и ответить на следующие вопросы.(Задает вопросы.)

  1. Боги, живущие на горе Олимп, славились своим ров-ным характером. Они почти никогда не показывали волне-ния, а могли хорошо скрывать гнев или беспокойство. Каким выражением, явно пришедшим к нам из Древней Греции, мы теперь называем умение человека хранить душевное рав-новесие?(Олимпийское спокойствие.)
  2. Как назывались волшебные существа мифов, которые были наполовину лошадьми, а наполовину людьми?(Кен-тавры.)
  3. Вспомните, как называлось чудовище с телом человека и головой быка, обитавшее в лабиринте?(Минотавр.)
  4. Ариадна помогла своему возлюбленному Тесею победить злого Минотавра. Кроме того, герой не заблудился в лаби-ринте, а нашел из него выход. Вспюшире, как помогла ему Ариадна? Теперь этим выражением, принято называть помощь человека в трудной ситуации.(«Нить Ариадны.)
    1. Какое имя носила женщина, вместо волос на голове ко-торой были змеи. Она обладала даром обращать людей в ка-мень при помощи только своего взгляда.(Медуза Горгона.)
      1. Как назывался главный храм Афины?(Парфенон.)
  5. Кто такие гекатонхейры?(Сторукие и пятидесятиго- ловые великаны, их силе никто не мог противостоять.)
  6. Что послужило причиной начала Троянской войны? (Похищение прекрасной Елены.)
  7. Вспомните путешественников-аргонавтов, которых воз-главлял храбрый Ясон. Что они должны были привезти из Колхиды в Грецию?(Золотое руно.)

10. Назовите число подвигов, которые совершил Геракл. (Двенадцать.)

Артемида. В этом конкурсе у нас победителем стала команда...(называет команду).

Аполлон. Теперь я думаю, что пора провести конкурс домашнего задания наших команд. Они должны были приго-товить инсценировки по сюжетам древнегреческих мифов.

Артемида. Подготовили, ребята?

Зрители. Да!

Артемида. Тогда прошу исполнителей подняться на сце-ну. Представление показывает первая команда. Ее инсцени-ровка называется «Нарцисс». Аполлон ударяет по струнам арфы. Артемида и Аполлон отходят в сторону. Выходят участники сценки: Нарцисс и нимфа Эхо.

Нарцисс. Хорошо гулять мне, красавцу Нарциссу, по этому лесу.

Эхо. По лесу!

Нарцисс. Кто здесь?

Эхо. Здесь!

Нарцисс. О... Ты, видно, нимфа лесная?

Эхо(соглашается). Нимфа лесная.

Нарцисс. Нет, не хочу я разговаривать с тобой. Уйди от меня прочь!

Эхо(горестно).Прочь?

Нарцисс. Ты отвечаешь мне, как эхо. Как твое имя, ним-фа-эхо?

Нарцисс. Слышал я, что великая богиня Гера наслала на тебя наказанье, что не умеешь ты разговаривать, как де-лают это обычные люди и боги, а можешь только повторять последние слова.

Эхо(кивает). Последние слова.

Нарцисс. А что ты ходишь за мной? Уж в меня ты, ча-сом, не влюблена?

Эхо (тяжко вздыхает, протягивает руки к Нарциссу). Влюблена.

Нарцисс. Ты меня не достойна!

Эхо. Достойна, достойна!

Нарцисс хохочет. Эхо, закрывая лицо руками, убегает прочь. Появляется Афродита.

Афродита. Ты не принимаешь моего великого дара, ко-торый зовется любовью? Я, Афродита, богиня любви и веч-ной юности, насылаю на тебя кару. Того, кого первого уви-дишь ты этим вечером, ты полюбишь очень сильно.(Ухо-дит.)

Нарцисс. Вот прелестный пруд, погляжусь в его воду, не растрепались ли мои золотые кудри, не спал ли нежный румянец со щек.(Смотрится в воображаемый пруд.) Ах, как я хорош! Я никогда ничего лучше не видел в жизни сво-ей! И пусть я пропаду, но больше всех на свете я люблю само-го себя... Что со мной, я погибаю... Так наказала меня Афро-дита.(Уходит.)

Плача, выходит Эхо. Следом за ней идет Афродита.

Афродита. Ты плачешь, что Нарцисс тебя не полюбил?

Эхо. Не полюбил.

Афродита. Ав память о нем вырос возле пруда цветок, белый и нежный. И носит он название — нарцисс.Эхо. Нарцисс.

Афродита. Этот цветок будет напоминать нам о гордом, красивом и очень бесчувственном юноше. И будет нарцисс считаться цветком смерти.

Эхо и Афродита уходят. Снова появляются А п о л л о н и Ар-темида.

Артемида. Кстати, от имени этого героя произошло не только название цветка, но еще и психологический термин «нарциссизм», означающий чрезмерную, даже болезненную самовлюбленность и черствость к окружающим.

Аполлон. Если кто слишком часто смотрится в зеркало и постоянно говорит о собственной неописуемой красоте, тот, вероятно, страдает нарциссизмом. Аполлон(снова ударяет по струнам арфы). Отлично. А теперь конкурс продолжает вторая команда. И ее сценка называется «Суд Париса».(Уходят.) ■у/"

Появляются Афина, Афродита и Гера. Они несут «золо-тое яблоко».

Гера. Явилась богиня раздора Эрида к нам, трем могуще-ственным богиням.

Афина. Она кинула нам золотое яблоко!

Афродита. А на яблоке надпись «Прекраснейшей»!

Г е р а. Я считаю, что яблоко это принадлежит мне. Ведь я — Гера, царица богов и людей. И я — самая прекраснейшая.

Афина. Почему это ты? Я — самая прекраснейшая из богов. И только я — Афина, богиня войны. Кто посмеет спо-рить со мной?

Афродита. Я посмею поспорить. Это яблоко без ссоры и без спора должно принадлежать мне. Ведь я — Афродита, богиня любви, вечной молодости и красоты

Гера. Нам самим не решить этот спор. Что же делать?

Афина. Давайте обратимся за помощью к сыну пастуха по имени Парис.

Афродита. И пусть же он решит наш спор, учинит нам суд и вручит яблоко самой прекраснейшей из нас, трех бо-гинь.

Выходит Парис.

Парис. Я — Парис. Среди своих сверстников я отлича-юсь силой и ловкостью. Только что я спас своего товарища от стаи разъяренных волков!

Гера. А теперь помоги нам, Парис.

Парис. Кто вы?(Испуганно.) Вижу я, что не простые вы смертные. На вас наряды из парчи и шелка, да золотые укра-шения. И вы все три так прекрасны, что я не могу отвести от вас глаз!

Афина. Мы — богини с Олимпа.

Афродита. Я — Афродита. Это Гера и Афина. И тебе, Парис, простой смертный, мы вручаем это яблоко и наши судьбы.

Парис. Что вы хотите от меня?

Гера. Рассуди наш спор.

Афина. И присуди это яблоко самой прекраснейшей из нас.

Гера. Присуди яблоко мне, Гере, и тогда я награжу тебя. Я присужу тебе власть над многими землями.

Афина. Присуди яблоко мне, Парис. Ведь я -г- богиня войны, Афина-Паллада. И тогда я сделаю тебя великим пол-ководцем, и у тебя будут слава и мировые победы.

Парис. А ты, златокудрая, что молчишь?

Афродита. А что я скажу? Ведь я —■ Афродита. Я не могу дать Тебе власти над миром или произвести в полковод-цы. Зато я пообещаю тебе самую прекраснейшую из смерт-ных женщин в жены!

Гера и Афина пренебрежительно смеются над Афродитой.

Парис. Что? Прекраснейшую из смертных женщин мне в жены?

Афродита. Да!

Парис. А кто она?

Афродита. Дочь Зевса — прекрасная Елена.

Парис. Возьми же яблоко да выполни свое обещание, пре-краснейшая из богинь, Афродита!(Отдает яблоко Афроди-те.)

Афродита ликует, Гера и Афина хватаются руками за головы, страдая. Участники второй сценки уходят. Снова появляются^ Аполлон и Артемида.

Аполлон. Необходимо оценить театральное мастерство наших исполнителей.Выставляют оценки командам, объяв-ляют победителя этого конкурса.

Снова звучит музыка танца «Сиртаки».

Артемида. Что это за шум? Мне кажется, что это воз-вращаются наши танцоры.

Появляются танцоры — юноши и девушки. Они весело перего-вариваются и приглашают потанцевать вместе с собой.

Аполлон. Я приглашаю присоединиться к ним наших игроков. Чья команда станцует лучше, той я засчитаю два дополнительных балла.

Из команд выбираются ребята, готовые протанцевать «Сиртаки». По окончании конкурса Аполлон награждает обе команды — за сме-лость и старание.

Артемида. А теперь нам пришло время подводить итоги.

Аполлон. Обе команды были хороши и показали высо-кое знание мифов Древней Греции. Но победителем у нас стала команда...(называет команду).

Артемида. Поздравляем всех ее участников с победой. (Вручает приз.

Зачёт-игра по мифам Древней Греции в 6-м классе

Слово учителя

По всем греческим городам разъезжали специальные послы. Всюду, где они появлялись, огромные толпы народа слушали их с праздничным, радостным возбуждением.

О чём же сообщали грекам эти послы? Они объявляли о дне предстоящего великого празднества - знаменитых Олимпийских играх. Олимпийские игры проводились в честь верховного греческого бога Зевса каждые четыре года. Это был общегреческий праздник.

Но не только о дне начала игр сообщали послы на площадях греческих городов. Они провозглашали условия священного мира, который объявлялся на время празднеств.

Я объявляю о начале Олимпийских игр. Но игр интеллектуальных, где каждый прокладывает себе путь к победе не силой, а умом.

Я объявляю на период интеллектуальных Олимпийских игр священный мир. Нет места обидам, ссорам.

Одна из славных достопримечательностей древних Олимпийских игр - статуя Зевса 14 метров вышиной (изображение статуи размещено на доске). Зевс изображён сидящим на троне из кедрового дерева, украшенного драгоценными камнями и резьбой. Лицо, грудь и руки статуи - из слоновой кости, глаза - из драгоценных камней. Голова увенчана золотым венком, волосы на голове и борода - из чистого золота.

На его правой руке стоит статуя богини Победы. В левой руке у бога - скипетр, рядом орёл.

Статуя была гордостью и славой всех греков, и того, кто не смог увидеть олимпийского Зевса, считали несчастным.

В первый день Олимпийских игр проходят состязания в беге. В них вы приняли участие на уроках литературы. Лучшие допускаются во второй день к пятиборью: бег, борьба, метание диска и копья, прыжки.

Начнём наши интеллектуальные Олимпийские игры.

Первый тур. “Боги и герои мифов” (прыжки в длину)

Как известно, каждому прыгуну во время соревнований даётся по три попытки на преодоление квалификационной отметки, которая позволяет пройти в следующий круг соревнований. Если вы с первой попытки отвечаете на вопрос - вы в следующем круге, вам незачем использовать вторую и третью попытки. Они нужны для тех, кого в первый раз постигла неудача. Но тех, кто ошибся в первый раз, может подстерегать и другая опасность: они могут не войти в число претендентов, которым будет позволено пройти во второй круг соревнований.

На ответ “прыгуну” даётся 30 секунд.

В следующий тур соревнований выходят 10-16 человек.

Вопросы первого вида спорта.

1. Кому из трёх богинь (Афине, Афродите, Гере) Парис вручил яблоко с надписью: “Прекраснейшей”?
Правильный ответ: --Афродите-- выделите мышкой

2. Какая война началась, по преданию, из-за слова “прекраснейшая”?
Правильный ответ: --Троянская война-- выделите мышкой

3. Как называлась одежда, которую носили древние греки и римляне?
Правильный ответ: --Тога, туника, хитон-- выделите мышкой

4. Назовите героя греческой мифологии, занимающегося самой бесплодной работой.
Правильный ответ: --Сизиф-- выделите мышкой

5. Как называлась пища греческих богов, давшая им вечную юность и бессмертие?
Правильный ответ: --Нектар, амброзия-- выделите мышкой

6. Геракл - персонаж греческой мифологии. Какое имя дали ему римляне?
Правильный ответ: --Геркулес-- выделите мышкой

7. Кто из богов был отцом Геракла?
Правильный ответ: --Зевс-- выделите мышкой

8. Кто была мать Геракла?
Правильный ответ: --Смертная женщина - Алкмена-- выделите мышкой

9. Как звали ребёнка, родившегося раньше Геракла?
Правильный ответ: --Эврисфей-- выделите мышкой

10. Кто всё время пытался погубить Геракла?
Правильный ответ: --Гера-- выделите мышкой

11. Как Гера пыталась убить Геракла в младенчестве?
Правильный ответ: --Змеи в колыбели-- выделите мышкой

12. Кто был воспитателем Геракла?
Правильный ответ: --Кентавр Хирон-- выделите мышкой

13. Сколько лет было Гераклу, когда он совершил свой первый подвиг?
Правильный ответ: --18 лет-- выделите мышкой

14. Как Гера продолжала преследовать Геракла?
Правильный ответ: --Безумие. Убил детей-- выделите мышкой

15. Что означает имя Геракл?
Правильный ответ: --Благодаря Гере или прославленный Герой-- выделите мышкой

16. Назовите самую известную горную вершину Древней Греции.
Правильный ответ: --Олимп-- выделите мышкой

17. Статуя какого бога была обязательна при входе в школу?
Правильный ответ: --Аполлон-- выделите мышкой

18. Из каких источников учёные узнали мифы?
Правильный ответ: --Поэмы Гомера, Гесиода-- выделите мышкой

19. Назовите музыкальные инструменты Древней Греции.
Правильный ответ: --Кифара, лира-- выделите мышкой

20. Назовите братьев Зевса. Как они разделили господство?
Правильный ответ: --Аид - царство мёртвых, Посейдон - владыка морей-- выделите мышкой

21. У статуи олимпийского Зевса в правой руке богиня Победы. Как её имя?
Правильный ответ: --Нике-- выделите мышкой

22. Перечислите хотя бы несколько муз Древней Греции.
Правильный ответ: --Эрато, Эвтерпа, Каллиопа, Полигимния, Клио, Мельпомена, Талия, Терпсихора, Урания-- выделите мышкой

23. У какой богини прозвище Волоокая?
Правильный ответ: --Гера-- выделите мышкой

24. Кто из богов Олимпа был уродлив?
Правильный ответ: --Гефест-- выделите мышкой

25. Кто сотворил Пандору?
Правильный ответ: --Гефест-- выделите мышкой

26. Кто из героев подарил людям огонь?
Правильный ответ: --Прометей-- выделите мышкой

27. Кому известна судьба Зевса на Олимпе?
Правильный ответ: --Богиням судьбы мойрам-- выделите мышкой

28. В чём состояло уродство Гефеста?
Правильный ответ: --Плешивый, хромой на две ноги-- выделите мышкой

Второй тур. “Мифические животные” (бег)

Следующий вид пятиборья - бег. Уточним: спринтерский. Кто быстрее пересечёт финишную прямую? Тот, кто сумеет быстрее других правильно ответить на вопрос, проходит в следующий тур. (Отвечая на вопросы второго тура, участники решают кроссворд.)

В этом состязании отсеиваются до 8 человек.

Кроссворд “Мифические животные”
По горизонтали:

1. Дикие существа, полулюди-полукони, обитатели гор и лесов.
Правильный ответ: --Кентавр-- выделите мышкой

2. Туловище у этого чудовища спереди львиное, в середине - козье, а сзади - змеиное, и три головы: льва, козы, змеи, изрыгающие из пастей пламя.
Правильный ответ: --Химера-- выделите мышкой

3. Чудовище с лицом и грудью женщины, телом льва и крыльями птицы. Это чудовище Гера в наказание наслала на Фивы. Оно сидело на горе неподалёку от города и задавало прохожим загадку: “Кто утром ходит на четырёх ногах, днём на двух, а вечером на трёх?” Не умевшего ответить на вопрос чудовище насмерть душило в объятьях.
Правильный ответ: --Сфинкс-- выделите мышкой

4. Чудовища с крыльями птицы, клювом орла и телом льва. Они - “собаки Зевса”.
Правильный ответ: --Грифон-- выделите мышкой

По вертикали:

5. Волшебная птица родом из Эфиопии. Похожа на орла в огненном оперении, живёт 500 лет; когда приходит срок, вьёт себе гнездо на вершине пальмы, устилает его благовонными травами и там умирает (по распространённой версии - сжигает сама себя). Из праха её возрождается новая птица.
Правильный ответ: --Феникс-- выделите мышкой

6. Полудева-полузмея. Обитала в подземной пещере, вдали от богов и людей.
Правильный ответ: --Ехидна-- выделите мышкой

7. Полуженщины-полуптицы с божественными голосами. Они живут на скалистом острове и завлекают своими пленительными голосами проплывающих мимо мореходов, а заманив их, убивают и пожирают.
Правильный ответ: --Сирены-- выделите мышкой

8. Страж Аида, трёхголовый пёс (по Гесиоду, пятидесятиголовый) со змеиным хвостом.
Правильный ответ: --Кербер или Цербер-- выделите мышкой

Третий тур. “Фразеологические обороты” (метание диска)

Как метают диск, видел, наверное, каждый. В игре каждый правильный ответ будет равноценен одному метру полёта диска. Если вы дважды правильно назовёте фразеологизм, узнав его по рисунку, то пройдёте в следующий вид пятиборья.

В следующий тур проходят 4 человека.

Четвёртый тур. “12 подвигов Геракла” (метание копья)

Теперь метание копья. Копьём пытаются попасть в определённую цель. В нашем состязании такой целью будут подвиги Геракла. Как вы помните, Геракл совершил подвиги в определённой последовательности. Ваша задача, пользуясь рисунками, восстановить последовательность подвигов Геракла.

В финал выходят 2 человека.

12 подвигов Геракла

1. Немейский лев.

2. Лернейская гидра.

3. Стимфалийские птицы.

4. Керинейская лань.

5. Эриманфский вепрь.

7. Критский бык.

8. Кони Диомеда.

9. Пояс Ипполиты.

10. Коровы Гериона.

11. Цербер.

12. Яблоки Гесперид.

Дополнительные вопросы.

1. Сколько голов было у гидры?
Правильный ответ: --9 голов-- выделите мышкой

2. Кто помог одолеть гидру?
Правильный ответ: --Иолай - племянник Геракла-- выделите мышкой

3. Как удалось Гераклу победить стимфалийских птиц?
Правильный ответ: --С помощью трещоток-- выделите мышкой

4. Кому принадлежала керинейская лань?
Правильный ответ: --Артемиде-- выделите мышкой

5. Куда спрятался Эврисфей, увидев Геракла с эриманфским вепрем?
Правильный ответ: --В большой бронзовый сосуд-- выделите мышкой

6. Кто из богов подарил быка царю Крита?
Правильный ответ:--Посейдон-- выделите мышкой

7. Чем кормил Диомед коней?
равильный ответ: --Человеческим мясом-- выделите мышкой

8. Каково значение пояса Ипполиты?
Правильный ответ: --Знак власти, приносил удачу-- выделите мышкой

9. Сколько яблок должен был принести Геракл?
Правильный ответ: --3 яблока-- выделите мышкой

Пятый тур. “Греко-римские боги” (борьба)

Последний вид пятиборья - борьба. Наконец-то выявится победитель Олимпийских игр. Ваша задача - правильно соотнести имена греческих богов с римскими. Тот, у кого будет больше правильных соответствий, положит соперника на лопатки. (На доске наборное полотно и карточки с именами богов.)

Греко-римские боги

1. Зевс - Юпитер (царь богов и людей, бог грома и молнии).

2. Гера - Юнона (хранительница семьи).

3. Афродита - Венера (богиня любви).

4. Эрот - Купидон (бог любви).

5. Арес - Марс (бог войны).

6. Артемида - Диана (богиня-охотница).

7. Афина - Минерва (богиня мудрости и справедливой войны).

8. Гефест - Вулкан (бог огня и кузнечного дела).

9. Посейдон - Нептун (владыка моря).

Дополнительные вопросы.

1. В какое животное мог превращаться Зевс?
Правильный ответ: --В быка-- выделите мышкой

2. Кого из своих сыновей Гера сбросила с горы?
Правильный ответ: --Гефеста-- выделите мышкой

3. Какое животное приносили в жертву Гере?
Правильный ответ: --Корову-- выделите мышкой

4. У какой богини прозвище Пенорождённая?
Правильный ответ: --Афродита-- выделите мышкой

5. Как звали скульптора, которому Афродита помогла оживить статую?
Правильный ответ: --Пигмалион-- выделите мышкой

6. Когда Артемида мчится на колеснице, что у неё в руках?
Правильный ответ: --Факел-- выделите мышкой

7. Почему Афину называют Палладой?
Правильный ответ: --По имени подруги, которую Афина нечаянно убила копьём-- выделите мышкой

В конце победитель увенчивается лавровым венком.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: